Франшиза аптеки от известного бренда позволяет снизить возможный риск потери капитала в борьбе с конкурентами. Розничная продажа медикаментозных средств относится к рентабельным направлениям в бизнесе. Предпринимательская деятельность ограничивается действующим законодательством, требованиями органов контроля.
Содержание
Общие сведения о франшизе аптеки
Под франшизой подразумевается передача прав на использование фирменной символики и стиля основного предприятия. Предприниматель, решивший приобрести франшизу аптеки, получает все права на открытие филиала известного бренда. Сотрудничество с раскрученными предприятиями позволяет создать собственный бизнес, получает должность управляющего лица.
Выгода собственника бренда заключается в доходе от продажи прав, ежемесячных взносах – этот пункт относится к обязательным условиям в договоре между сторонами. Такой тип бизнеса помогает начинающему предпринимателю уменьшить уровень материальной нагрузки, вкладывать меньше денег при создании собственной аптеки.
Какие бывают
В качестве основной компании, предоставляющей возможность присоединения к уже действующей сетке, рассматривается Эвалар. Фирма работает на фармацевтическом рынке больше 20 лет, выпускаемая ею продукция неоднократно завоевывала национальные награды. Изначально предприятие занималось исключительно биоактивными пищевыми добавками.
Бренд широко известен среди населения страны как «марка №1». Вход в сеть Эвалар помогает создать франшизу аптеки с известным именем, материнское предприятие занимается оформлением бизнеса новичка, дальнейшим его развитием и продвижением на рынке сбыта.
Особенностью компании является требование о сотрудничестве только с действующим бизнесом, у которого имеется лицензия на реализацию лекарственных препаратов. Паушальный взнос равен 5 тысячам рублей, ежемесячные отчисления составляют 1% от дохода за месяц. При создании бизнеса предприниматель должен вложить не меньше 200 тысяч рублей. Прибыль аптечного бизнеса будет зависеть от вас, как вы выберете месторасположение аптеки, как вы будете привлекать людей и пользоваться рекламой.
Сравнение франшиз:
Советская аптека
- Паушальный взнос — 999 рублей;
- Роялти — нет;
- Сумма вложений — 1,5 млн рублей;
- Срок окупаемости — 8-12 месяцев;
- Минимальный размер помещения — 30 м2;
Ригла
- Паушальный взнос — 400 тысяч рублей;
- Роялти — 1,5%;
- Сумма вложений — 2 млн рублей;
- Срок окупаемости — 12-24 месяца;
- Минимальный размер помещения — 60 м2;
36,6
- Паушальный взнос — 60 тысяч рублей;
- Роялти — от 2% — индивидуальный договор;
- Сумма вложений — 3 млн рублей;
- Срок окупаемости — 24-36 месяцев;
- Минимальный размер помещения — 60 м2;
Горздрав
- Паушальный взнос — по индивидуальной договоренности;
- Роялти по индивидуальной договоренности;
- Сумма вложений — 1,5 млн рублей;
- Срок окупаемости — 18-24 месяца;
- Минимальный размер помещения — 70 м2;
Бизнес под реализацию товара приносит неплохой доход при условии предварительного изучения всех пунктов сделки.
Во избежание сложностей в будущем оформлении документации должно проходить с привлечением грамотного юриста.
Как получить
Специалисты утверждают, что у аптечного бизнеса неповторимая специфика: высокие объемы продаж окупают вложенные материальные средства довольно быстро. Начинающий бизнесмен должен быть морально готов к серьезной конкурентной борьбе с крупными сетями, заполнившими большую часть рынка сбыта. Среднестатистические данные указывают, что больше 20% от всех реализованных медикаментозных средств приходится на десятку аптечных гигантов.
Для создания новой точки бизнесмен должен заключить договор с фирмой, которая занимается распределением фармацевтической продукции. Скорость развития бизнеса зависит от этого сотрудничества. Эксперты аптечного рынка указывают на пять поставщиков, контролирующих большую часть рынка. Многие из компаний заняты развитием собственных сетей.
При подписании договора с крупным дистрибьютором владелец предприятия получает ассортимент лекарственных препаратов по себестоимости, без дополнительных накруток от посредников.
Большое количество сделок дает головному предприятию дополнительную прибыль в форме бонусов от фирм, занимающихся выпуском фармацевтической продукции.
Отсутствие контракта о сотрудничестве с дистрибьюторской сетью приводит к проблемам с развитием собственного предпринимательского проекта. На практике большинство компаний, связанных с фармацевтической деятельностью, стремятся получить полный контроль над указанным отделом рынка: от изготовления медикаментов до их продажи.
Плюсы и минусы
Приобретение франшизы аптеки позволяет начинающим бизнесменам получить реальную помощь в создании торговой точки. Главное предприятие помогает дочернему отделению оформить необходимую документацию, выбрать подходящее помещение, подобрать персонал. Предприниматель вносит первичный взнос, подготавливает все нужные разрешения для ведения торговли и получает готовый объект, который со временем принесет доход.
К отрицательным сторонам подобного сотрудничества относят:
- Жесткие требования к торговым точкам от материнских компаний;
- Необходимость закупать определенное количество лекарственных средств ежемесячно;
- Отсутствие возможности изменять товарные ряды или оказывать дополнительные услуги.
В отдельных случаях такой подход может негативно отразиться
на объеме получаемой прибыли.
Возможные риски при приобретении франшизы аптеки
представлены:
- длительным временем окупаемости вложенных
материальных средств; - изменением договора о сотрудничестве или его
отдельных пунктов в одностороннем порядке материнским предприятием при смене
руководящего состава; - увеличение размеров лицензионного
вознаграждения.
Среднестатистические данные сообщают, что большинство покупателей предпочитает продукцию известных брендов. Достоинством франшизы аптеки считают получение готовых логистических разработок, контакты с надежными компаниями-поставщиками. Если начинающий предприниматель рассчитывает открыть фирму в экономически выгодном регионе, то известные торговые марки предоставляют им права на использование имени без материальных вложений.
Сколько стоит
Стоимость открытия франшизы аптеки варьирует в границах от 1.5 млн рублей до шести 6 млн рублей. Показатели средние, в реальности денег может понадобиться больше. Конечная цена торговой аптечной точки зависит от этапа, на котором она создается.
При желании присоединиться к «Советской Аптеке» получение
договора и открытие готового предприятия обойдется в полтора миллиона рублей.
Сумма подразумевает получение:
- фармацевтической лицензии без ограничений по срокам действия;
- приобретение оборудования для рекламы, торговли и хранения медикаментозных средств;
- программу по автоматизации аптеки.
За эти же деньги предприниматель получит первоначальный
ассортимент товара – со временем его количество увеличивают в соответствии с
запросами конечного потребителя.
Если материнское предприятие предлагает открытие аптечного
киоска по франшизе с меньшими затратами, то оно предполагает заработать на нем
один раз, за счет добавочной стоимости на мебель и торговое оборудование. В
дальнейшем развитием точки придется заниматься самостоятельно, без посторонней
помощи. Такой тип договоров с нечистоплотными фирмами называют
«псевдофраншизы». Они завлекают в свои ряды низкой стоимостью открытия,
ускоренными сроками возврата затраченных материальных средств.
Перед подписанием документов по франшизе аптеки следует посетить офис и торговые точки, уже работающие по франчайзингу. Опираться нужно на реальную цену открытия одной аптеки – любые предложения ниже рыночной стоимости приведут к потере капитала.
Требования
При решении начать собственный бизнес, необходимо уделить
внимание каждому из пунктов:
Зарегистрированная, известная торговая марка
Приобретение франшизы аптеки в новой сети, без раскрученного
бренда не имеет смысла. Малоизвестные фирмы не могут реально помочь на старте,
поддерживать бизнес на плаву. Отсутствие зарегистрированной торговой марки подразумевает
недоступность гарантий по юридическим вопросам, которые могут предъявляться
законодательством или конкурентами.
Каждая марка должна находиться в реестре Роспатента – в противном случае никакие договоры оформить невозможно. Предложения от неизвестных компаний чаще всего являются деятельностью мошенников, желающих обогатится за счет новоявленного предпринимателя.
Открытие торговых точек
Особое внимание должно уделяться количеству открытых аптек.
Если в списке франчайзи числится 4-6 торговых точек за год, то статистика
говорит о слабом интересе конечного покупателя к бренду или о его
неконкурентоспособности по отношению к остальным предприятиям-гигантам.
К явным доказательствам тщательно проработанной стратегии
развития аптечной сети, большому спросу среди населения и наличия конкурентного
преимущества относят открытие не менее 50 единиц франшизы аптек. Если один из
входящих в сеть вторичных бизнесменов принимает решение об открытии второй или
третьей точки, то подобные действия служат прямым доказательствам выгодности
вложений материальных средств и стабильности заработков.
Время возврата затрат
Окупаемость инвестиций у разных аптечных гигантов имеет собственные
сроки. Отдельные фирмы изначально пытаются ввести в заблуждение, обещая полный
возврат потраченных денег через полгода и меньше. При получении подобных
предложений лучше обойти их стороной – это заведомый обман.
Данные по аптечной практике сообщают, что стандартное время
окупаемости торгового объекта составляет от 8 до 24 месяцев. Реальные цифры
могут отличаться – разница возникает из-за попыток сэкономить на затратах по
открытию аптеки, нехватки материальных средств у предпринимателя.
Сумма страхового случая и лицензионного вознаграждения
Под паушальным взносом подразумевается определенная сумма
денег, которая покрывает убытки и никогда не вернется к бизнесмену. Предприятия
требуют внесения некоторой суммы: от 1000 до 400 тысяч рублей. При отсутствии
требований от дистрибьютора о паушальном залоге возникает вопрос о
правомерности договора: без него невозможно зарегистрировать в Роспатенте
Договор о коммерческой концессии, в других случаях плата за пользование брендом
уже вложена в цену инвестиций.
Лицензионное соглашение или роялти оплачивается постоянно и может составлять 1-5%. В отдельных вариантах оно обговаривается отдельно, ценник зависит от регионального расположения нового предприятия, скорости его развития. Отсутствие в договоре пункта о лицензионном соглашении говорит, что главная фирма имеет дополнительные доходы от первичных производителей, которые получает по годовым или квартальным итогам. В них включают ретро-бонусы, маркетинговые бюджеты.
Дополнительная выгода
При выборе оптимального варианта франшизы аптеки
предприниматель должен основываться на следующих положениях:
- в договор по открытию торговой точки должен входить пункт об обучении персонала;
- оказание помощи по дизайнерскому оформлению и пиар-продвижению новой аптеки;
- дополнительная прибыль за счет продвижения отдельных категорий продукции – возможности при заключении контракта.
Репутация компании, с которой предстоит заключить договор,
определяется по отзывам реальных бизнесменов, входящих в заинтересовавшую
аптечную сеть.
Вывод
При принятии решения об основании собственного бизнеса в
первую очередь нужно получить лицензию на право деятельности – без нее ни одна
крупная сеть не станет сотрудничать. Материнские фирмы могут оказать помощь в
поиске подходящего помещения, обучения персонала, но не могут ускорить процесс
выдачи разрешений на бизнес.
При открытии помещения у предпринимателя должно быть
на руках одобрение от СЭС, в форме санитарного паспорта, и МЧС.
Что лучше франшиза или собственный бизнес? Пишите в комментариях ваше мнение и ставьте оценку статье!