Молочная продукция занимает важное место в рационе, что позволяет ей стать конкурентоспособным товаром. Производство творога – отдельная ниша на рынке сбыта, которая позволяет начинать с небольших объемов, с постепенным увеличением товарооборота. Привлечение постоянных покупателей помогает выделиться из аналогичных предприятий, заявить о себе и получить выгодные контракты на поставку.
Содержание
Виды творога
При производстве творога учитывается количество содержащихся в нем жиров, что позволяет выделить несколько разновидностей продукции:
- обезжиренного типа – с процентным содержанием жира, не превышающего 1,8 единицы;
- полужирного или нежирного – от 2 до 3,8%;
- диетического – 4%;
- классического – от 4 до 18%;
- столового – 2%;
- жирного – от 19 до 23%.
Как готовится творог и из чего делается
Качество итогового продукта напрямую зависит от использующегося сырья. Сортовое деление при производстве творога определяется:
- по характеристикам молока;
- бактериям, которые используются для закваски;
- технологии – с пастеризацией, вызреванием, гомогенизацией и пр.
Состав основного сырья воздействует на скорость свертывания белка, итоговую плотность творожного сгустка. Его качество зависит от сезона, здоровья коров, их рациона, условий хранения и сроков перемещения на производство. Продолжительное хранение в охлажденной форме приводит к снижению плотности молока, замедленному удалению излишков жидкости.
Для производства творога принято использовать:
- сливочное масло, цельное и сухое молоко;
- сливки, порошковый кальция хлорид;
- сухой концентрат мезофильного молочнокислого стрептококка;
- очищенную воду, пепсин, сычужный фермент.
Выделяют несколько вариантов производства творога:
- Раздельного типа – используется для ускоренного отделения сыворотки и снижения потерь. Молоко предварительно подвергается сепарации, из обезжиренной массы получают продукт с низким показателем жирности. Впоследствии к творогу добавляют сливки, помогающие увеличить ее в границах 9-18%.
- Кислотного – основан на коагуляции белка за счет увеличенной кислотности, производится при помощи внедрения в массу молочнокислых бактерий. После нагревания излишки сыворотки удаляются, такой способ применяется для получения творога с небольшой жирностью.
- Кислотно-сычужного – для свертывания молока применяют молочную кислоту и сычужный фермент. Под их влиянием уменьшается отход липидов в сыворотку, на выходе получается творожная масса полужирного и жирного вида.
Как открыть производство
При желании заняться бизнесом по производству творога предпринимателю необходимо иметь начальный капитал в 10-12 миллионов рублей.
В основные затраты включают:
- приобретение специализированного оборудования – от 3 до 6,3 миллиона рублей;
- установка, отладка и запуск линии – от 1 миллиона рублей;
- аренда помещения — 250-1млн рублей в месяц;
- персонал — 500 тысяч рублей в месяц;
- покупка сырьевого материала – в пределах 1 миллиона рублей;
- подготовка помещения под цех, включая ремонт и требования Санэпидемстанции – около половины миллиона рублей;
- регистрация предприятия, открытие счета и иные издержки – 100 тысяч рублей.
Стандартное время окупаемости материальных затрат – 1,5-2 года.
Оборудование
Для открытия производства творога необходимо приобрести специализированную линию.
В ее состав входит:
- пастеризационная ванна или электрический пастеризатор – 230-605 тысяч рублей;
- творожная ванна – 135-140 тысяч рублей;
- пресс-тележки или установка для прессования и охлаждения творога – от 100 до 250 тысяч рублей;
- соединительные узлы, трубы, насосы и мойки – около 100 тысяч рублей;
- станция для приемки и учета молока – 348 тысяч рублей;
- холодильная камера – 120 тысяч рублей;
- автомат для расфасовки и упаковки продукта – 885 тысяч рублей.
Персонал
Современное оборудование полностью автоматизировано, практически весь процесс выполняет само. Это помогает снизить расходы на заработную плату персонала. На обслуживание линии придется нанять от 10 человек, в зависимости от ее мощности. При приобретении производства творога, предприниматель должен договориться с предприятием-поставщиком об обучении персонала.
В список работников включены:
- технологи – 2 человека с достаточным опытом работы;
- водитель – для доставки продукции заказчикам;
- приходящий бухгалтер;
- разнорабочий – для погрузки и разгрузки сырья и товара.
Стандартный штат небольшого предприятия включает 8 -10 человек. Такого количества достаточно для начального запуска работы компании. При расширении происходит поэтапное увеличение, в расписание вводят менеджера по продажам.
Сырьё
Для производства в основном используется молоко. При составлении бизнес-плана предприниматель должен искать прямых поставщиков, во избежание перебоев в его поставке.
Специалисты рекомендуют пользоваться услугами фермерских хозяйств, максимально приближенными к цеху, чтобы снизить затраты, связанные с доставкой.
У молочного продукта должны быть сертификаты качества и документы. Санэпидемстанция проверяет не только качество исходной продукции, но и использующегося в производстве творога сырья. Лучше пользоваться услугами проверенных поставщиков.
В список сырьевого материала входит:
- цельное и сухое молоко;
- закваски;
- сычужный фермент,
- порошковый кальция хлорид;
- сливки;
- свиной или говяжий пепсин.
Средняя стоимость закупки начального сырья обойдется в один миллион рублей.
Помещение
Здание под производственную линию берется в аренду или строится с нуля, приобретается в собственность. В стандартные нормы по помещению включают:
- общая площадь – не меньше 500 м2;
- подведенные водопроводные, канализационные и электрические сети;
- обязательный ремонт с выкладкой стен светлой плиткой;
- бетонирование полов;
- отлаженная система вентиляции.
Лабораторный анализ готовой продукции проводится в лаборатории по договоренности, при крупном производстве необходимо создание собственной.
Документы
Начинающий предприниматель должен оформить следующую документацию при открытии:
- свидетельство об ИП или ООО;
- разрешение на запуск цеха от пожарной и санитарно-эпидемиологической инспекции;
- лицензию на осуществление выбранной деятельности.
Сертификаты на качество продукции получают после выпуска первой, пробной партии товара. Государственные органы имеют право на отслеживание показателей соответствия продуктов питания и их безопасности, путем периодических проверок представителями Санэпидемстанции.
У всех сотрудников должны быть санитарные книжки, их обновление проводится один раз в год.
Бренд
После запуска производственной линии и получения одобрения от служб контроля, необходимо выбрать имя новой торговой марки. Название позволит выделиться продукции среди аналогов, а хорошее качество – быстро занять место на рынке сбыта. Для расширения целевой аудитории нужно использовать:
- Рекламные акции;
- Улучшение упаковочного материала;
- Расфасовку с разным весом – для всех социальных слоев населения.
Договора с оптовыми покупателями (розничными продовольственными сетями и пр.) позволят разрекламировать новый бренд. Со временем и расширением производства творога, можно задуматься о собственных торговый точках под уникальным именем.
Плюсы и минусы
К преимуществам бизнеса относят:
- постоянную востребованность;
- простоту производства;
- отсутствие проблем в получении сырья;
- возможность привлечь специалистов при оформлении документации на предприятие.
Явные минусы производства творога представлены:
- небольшим сроком хранения;
- постоянным контролем со стороны государственных органов;
- большой конкуренцией.
Советы
Большинство проблем малых предприятий связано:
- с попытками покупки сырья у сомнительных поставщиков;
- нарушениями технологических процессов;
- слабым менеджментом – недостаточной рекламой.
Продукты питания выгодно производить только при постоянном контроле качества. Ухудшение вкусовых характеристик быстро распугает собранную целевую аудиторию.
Вывод
Грамотный подход к производству позволит быстро окупить первоначальные затраты, получить источник постоянного дохода. Бизнес относится к перспективным – со временем можно задуматься о расширении компании, включении нескольких линий с разным ассортиментом.