Как открыть шаурму — выгодно, рентабельно и малозатратно? Основа большинства мировых экономик – малый и средний бизнес. Фаст-фуд безоговорочно входит в эту категорию. Трудно представить себе современный город без киосков с шаурмой или Doner Kebab в европейском варианте. Уличная пища пользуется огромным спросом. Отличные вкусовые качества, доступная стоимость, распространенность – голодным в обеденный перерыв никто не останется. Для начинающего предпринимателя такой бизнес представляет повышенный интерес.
Содержание
Что такое шаурма?
Популярное левантийское блюдо шаурма (шаверма, донер, шаварма) стало народным достоянием России с легкой подачи многочисленных гостей с Востока.
Именно в местах проживания этнических диаспор начали появляться первые киоски по продаже лакомства. Лаваш с рубленым мясом и соусом, похожий на огромный блинчик, быстро завоевал любовь населения и не только благодаря гастрономическим характеристикам. Теперь каждый желающий может не просто купить знаменитое блюдо, но и открыть шаурму с собственными идеями, альтернативными рецептами.
В оригинальном варианте для приготовления шаурмы используется только баранина. Но в адаптированных версиях можно делать начинку из любых видов мяса – курятина, говядина, телятина, индюшатина. В немусульманских странах повсеместно встречается свинина. По специальной технологии (на вертикальном гриле) мясо прожаривается до образования хрустящей корочки, затем аккуратно срезается и мелко рубится.
Начинка заворачивается в тонкий хлеб (лаваш, пита, лепешка), поливается соусом (томатный, чесночный, кефирный), затем по вкусу добавляются свежие овощи и салаты. Весь процесс «скручивания» занимает от силы 5 минут, с учетом, что все ингредиенты подготовлены заранее.
Как можно понять из общего описания, шаурму легко адаптировать под вкусовые пристрастия большинства людей. Достаточно поменять ингредиенты и вот уже в меню добавляется несколько наименований. Возможность быстро и недорого перекусить, всегда востребована, тем более знакомым, вкусным блюдом. Поэтому открыть шаурму – однозначно выгодно.
Этапы открытия бизнеса по продаже шаурмы
Перед тем, как открыть шаурму, составляется чек-лист или контрольный список первоочередных дел. Это помогает избежать типичных ошибок новичков и гарантирует полноту выполнения задачи.
Стандартный чек-лист шаурмы:
- Регистрация индивидуально предпринимателя в ФНС.
- Сбор и оформление разрешительной документации.
- Выбор формата ларька.
- Поиск подходящего места для открытия торговой точки.
- Согласование установки нового павильона или открытия готового помещения в органах местного самоуправления.
- Аренда или покупка торгового помещения.
- Ремонт, дизайн киоска, ларька или мобильного фургона.
- Оснащение торговой точки оборудованием – покупка, установка.
- Установление даты открытия.
- Рекламная кампания.
- Кадровая работа — подбор персонала, составление графика, трудоустройство специалистов и разнорабочих.
- Поиск поставщиков, закупка продуктов.
- Открыть шаурму.
Некоторые пункты из первоочередного списка задач требуют более детального рассмотрения, для полноты картины и облегчения задачи по организации собственного бизнеса в сфере общественного питания.
Виды ларьков
Итак, вы решились стать владельцем точки, торгующей шаурмой, уже составили бизнес-план и контрольный список задач.
Что дальше? — Подобрать формат рабочего места. Это может быть небольшой ларек, павильон или мобильный фургончик. Можно арендовать, купить готовое помещение или построить самостоятельно, все зависит от первоначального капитала, который будущий предприниматель готов вложить в собственное дело.
В цифрах это выглядит следующим образом:
- Аренда ларька – 20-50 тыс. рублей в месяц. Стоимость полностью зависит от масштаба города. В мегаполисе, аренда обойдется дороже, на периферии можно подыскать ларек и за 10-15 тыс. руб./мес.
- Покупка готового помещения или мобильного фургона – от 1 млн. рублей. Можно приобрести подержанный фургон, он обойдется дешевле тысяч на 200-300. Как правило, специальные автомобили б/у, в хорошем состоянии, стоят на 20% меньше нового аналога. Что касается стационарного павильона, все зависит от площади помещения и местоположения. К примеру, точка на ж/д вокзале обойдется дороже всего и, наоборот, в спальном районе – дешевле.
- Строительство павильона – от 1,5 млн. рублей, с учетом стройматериалов, оформлением разрешительной документации и работой специалистов, независимо от места расположения.
Дизайн ларька – важный показатель успешности будущей торговли. В помещении должны быть большие панорамные окна. Покупатели видят процесс приготовления, и это вызывает доверие. В вечернее время суток хорошо освещенный киоск привлекает внимание, следовательно, покупателей становится больше. Простой маркетинговый прием особенно эффективен при грамотном дизайне помещения и витрины. Красивая выкладка, безупречное оборудование, чистота, декоративные предметы – эстетичный внешний вид склоняет к покупке.
Оборудование
Опытные бизнесмены, которые уже прошли все этапы и знают, как открыть шаурму с нуля, советуют покупать только новое оборудование, даже в условиях ограниченного бюджета.
В будущем такое решение избавит от проблем с ремонтом и заменой техники. Предпочтение лучше отдать проверенным, надежным производителям. Китайское дешевое оборудование – не самый лучший вариант. Стоит обратить внимание на российские, турецкие или немецкие бренды. Базовый набор техники с ориентировочной стоимостью:
- Заготовочный стол – 20 000 руб.
- Автоматически охлаждаемый стол для нарезки салатов – 60 000 руб.
- Вертикальный гриль с вертелом для мяса – 30 000 руб.
- Холодильник с морозильной камерой для хранения запаса продуктов – 40 000 руб.
- Холодильник для напитков (может быть бесплатно предоставлен поставщиком) – 30 000 руб.
- Микроволновая печь для горячих бутербродов, тостов – 10 000 руб.
- Кофемашина – 50 000 руб.
- Фритюрница -5 000 руб.
- Электрочайник – 5 000 руб.
- Гриль с прессом для хлеба – 20 000 руб.
- Электрический нож для тонкой нарезки мяса – 15 000 руб.
- Мойка – 10 000 руб.
- Посуда для кухни – 25 000 руб.
- Разное – 20 000 руб.
Итого: 340 000 рублей на оснащение одной точки.
Перечисленный список оборудования не является обязательным к немедленной покупке. Например, холодильник для напитков или мороженого можно приобретать, когда бизнес начнет приносить первые плоды. Или отложить покупку микроволновой печи, кофемашины и фритюрницы. Но чем шире ассортимент продуктов, тем быстрее будет выход на точку безубыточности. Стоит учитывать, что шаурма всегда покупается вместе с напитками. Зимой – это чай, кофе, горячий шоколад. Летом – прохладительные напитки.
И если точка не может предложить полного комплекта, то клиент уйдет в другое место – конкуренция в той отрасли большая.
Место
При выборе места, прежде всего надо обращать внимание на стоимость аренды. На первоначальном этапе лучше остановиться на более дешевом варианте, даже если средняя проходимость 2-3 тысячи человек (меньшее количество людей даже не стоит рассматривать).
Оптимальный вариант – аренда 50-70 тыс. рублей за место с проходимостью в 10 000 человек. Приблизительно 3% прохожих обязательно посетят заведение. Для выхода на точку безубыточности этого достаточно.
Помимо анализа торгового места по стоимости аренды и проходимости, большое значение имеет:
- Положение точки относительно здания. Лучше всего, чтобы она находилась на углу, а не с торца.
- Отсутствие поблизости столбов, больших деревьев и других ларьков – чтобы вывеска хорошо просматривалась.
- Наличие поблизости крупных общественных мест – торговые центры, банки, административные здания, остановки общественного транспорта с большим трафиком.
- Есть парковка непосредственно возле торговой точки или в шаговой доступности. Стоянка бесплатная и на неё просто попасть.
- На дороге ограничение скорости – медленное движение гарантирует, что водители заметят ларек и захотят перекусить.
С осторожностью следует относиться к местам, где поблизости расположены только бюджетные учреждения (фонды, школы, органы местного самоуправления и т.д.) или бизнес-центры с фиксированным графиком работы. В будние дни, после 17:00 покупателей уже не будет, а в выходные — точка вообще не принесет прибыль.
Персонал
Ключевой момент в бизнесе общепита – сотрудника. Прежде чем открыть шаурму, следует продумать и составить список необходимого персонала и требований к специалистам.
Для обслуживания одного ларька достаточно нанять повара и продавца. Если график работы не предусматривает выходных дней, необходимо позаботиться о смене. И это при условии, что предприниматель будет самостоятельно заниматься бухгалтерией, закупкой товара, а персонал возьмет на себя обязанности по уборке помещения.
Особенности подбора персонала:
- Повар – главный человек на кухне, от его способностей и порядочности зависит вид, качество, вкус шаурмы. Многие предприниматели предпочитают нанимать поваров без опыта работы – научить всегда проще, чем переучить. Особенно, если есть подробная технологическая карта.
- Продавец – доброжелательность, грамотная речь, корректное поведение, стрессоустойчивость.
- Супервайзер или администратор – осуществляет контроль над всеми процессами в торговых точках, включая подбор персонала. Требуется в сеть ларьков шаурмы. В единичной точке обязанности выполняет владелец.
- Товаровед – в обязанности входит взаимодействие с поставщиками, контроль качества сырья и готового продукта. Образование и опыт – приветствуются. Товароведа можно нанимать одного на две-три точки шаурмы.
- Бухгалтер – сдача отчетности, подсчет себестоимости (калькуляция), выплата зарплаты, контроль над кассовыми операциями. Чаще всего специалист нанимается на удаленную работу, с регулярным посещением торговых точек (1-2 раза в неделю).
Заработная плата персонала зависит от региона и опыта работы сотрудника. В Москве и Санкт-Петербурге – самые высокие ставки. Например, месячная з/пл повара достигает 40-50 тыс. рублей. Продавец чуть меньше – 35 тыс. рублей. Чтобы понять, сколько предложить человеку, чтобы он ответственно и скрупулезно подходил к делу, обратите внимание на сайты по трудоустройству. Мониторинг средних зарплат поможет заинтересовать сотрудника (предложите чуть больше, чем конкуренты) и не остаться при этом в минусе.
Доходность и сроки окупаемости
Главный аспект вопроса как отрыть шаурму – прибыль. Чтобы понять, сколько можно заработать на одном киоске, надо составить список первоначальных инвестиций и ежемесячных расходов.
Приведем средние значения, для объяснения механизма анализа:
- Оформление ИП, сбор разрешительной документации – 25 000 руб.
- Аренда или покупка ларька, павильона – 30 000 руб.
- Ремонт, оформление торговой точки – 50 000 руб.
- Оборудование – 300 000 руб.
- Закупка продуктов и напитков – 50 000 руб.
- Зарплата персонала (2 сотрудника) – 50 000 руб.
- Коммунальные платежи – 10-15 тыс. руб.
- Реклама – 10-15 тыс. руб.
- Непредвиденные расходы – 10 000 руб.
Итого: первоначальные вложения составят 375 000 рублей, ежемесячные расходы – 170 000 рублей.
Теперь надо спрогнозировать ожидаемую прибыль (зависит от ассортимента и ценовой политики):
- Шаурма (40 порций в день по 120 рублей) — 144 000 рублей.
- Напитки (чай, кофе, кола и т.д.) – 60 000 рублей.
- Тосты, картошка фри, роллы – 20 наименований x 100 руб. = 1 500 руб. x 30 = 45 000 рублей.
- Продажа сопутствующих товаров – 30 тыс. руб./мес.
Итого: 279 000 рублей. Чистая прибыль = 279-170 = 109 тысяч рублей. Окупаемость – 3,5 месяца. По мере открытия новых торговых точек расходы и прибыль будут увеличиваться.
Вывод
Чтобы открыть шаурму и быстро выйти на доходность, надо серьезно отнестись к выбору места торговой точки, подбору персонала, поиску поставщиков. Местоположение – залог проходимости и привлечения новых клиентов. Сотрудники – это 70% успешности предприятия. Поставщики – гарант свежести продуктов и своевременных поставок. Если все организовано правильно, то шаурма уже в первый день работы ларька принесет желанную прибыль.
Поделитесь в комментариях своим отношением к шаурме. Вызывает ли интерес перспективы бизнеса по продаже восточного лакомства или вы предпочитаете просто вкусно обедать?
Комментарии
Игорь, согласен. Место нужно продумать и записать в бизнес-план сразу.
О таких требованиях к месту, как замедленное движение, я и не задумывался. Конечно, при выборе места необходимо учитывать логику потенциальных клиентов - как они вас заметят, как найдут, но вы думаете, что проезжающий мимо человек, завидев шаурму или почувствовав запах, сразу тормознет машину и пойдет к вам? Хм. Еще место прямо у дороги мне не нравится тем, что все выхлопы оказываются на еде и на поваре. Нужно продумать какие-то окошки. А так-то мест много, взять хотя бы aвито.