Открыть магазин игрушек не затруднительно с юридической точки зрения, но сложно с точки зрения сильной конкуренции и перенасыщения рынка. В целом, такой бизнес считается высокомаржинальным, благодаря накручиванию на товар до 300% стоимости. Успех магазина определяется правильно подобранным ассортиментом, учитывающим потребности и психологию современных покупателей, лояльной ценовой политикой и доброжелательным персоналом.
Содержание
Особенности современного российского рынка игрушек
Ситуация на отечественном рынке игрушек довольно противоречивая.
С одной стороны, по сравнению с 2000 годом количество детей, не достигших возраста 14 лет, увеличилось в два раза. Соответственно, потребность в товаре громадная.
С другой стороны, экономический кризис последних пяти лет существенно повлиял на игрушечный бизнес. Как отмечают специалисты, обычные среднестатистические родители экономят на игрушках, но, разумеется, полностью не могут отказаться от их покупки. Большинство предпринимателей были вынуждены перейти в более дешевый ценовой сегмент.
Планирующим открыть магазин игрушек нужно знать несколько важных изменений, произошедших в нише, а также в психологии покупателей.
Родители стали намного избирательнее относится к выбору игрушек. Это объясняется просто: современные папы и мамы сами выросли на продвинутых игрушках и не испытывали в них дефицита.
Начиная с 6 – 7 лет, подавляющее количество детей самостоятельно выбирают игрушки. Им важно подержать товар в руках, хорошенько рассмотреть и покрутить.
Возраст, до которого дети пользуются игрушками, снизился с 12 до 10 лет. По сути, школьники предпочитают гаджеты и полностью отказываются от прочих вещей. Единственное исключение для школьников – настольные игры, вроде монополии, и спортивные товары.
Концепция магазина
Концепция – это фундамент, на котором предприниматель, планирующий открыть магазин детских игрушек, должен выстраивать свой бизнес.
В первую очередь нужно определиться: будет это супермаркет, где продаются всевозможные игрушки для детей разных возрастов или узкопрофильный магазин.
Узкопрофильные магазины, предлагающие, например, исключительно развивающую продукцию или товары ручного производства, стабильно захватывают рынок. Они способны быстро окупиться и выйти на прекрасные показатели прибыли. Но такая ситуация характерна для крупных мегаполисов, а вот для обычных провинциальных городов такая концепция плоховата.
Широкопрофильные супермаркеты более универсальны и приспособлены под любую покупательскую способность. Но в случае с игрушками крайне сложно предложить что-то принципиально новое. Как не крути, игрушки закупаются у одних и тех же поставщиков. Поэтому главный вопрос «как открыть востребованный магазин игрушек, выгодно отличающийся от конкурентов?»
Отличия должны проявляться в приятной стоимости, надежности товара, богатом, но продуманном ассортименте и нескольких фишках.
Одной из фишек может стать включение в ассортимент товаров, которые редко встретишь в детских магазинах. Так поступил один из известнейших детских интернет-гипермаркетов Babadu: в числе электронных вещиц размещены мониторы дыхания, стерилизаторы и т.п. И рейтинг этого магазина 9 из 10 по отзывам покупателей.
Открыть игрушечный магазин, значит обзавестись одной из самых непростых целевых аудиторий. А потому компетентные и деликатные продавцы – наше все. Взять, к примеру, известнейший магазин игрушек Детский мир. При всей бешеной популярности отзывы о магазине не самые лучшие, именно по части сотрудников. Недовольство клиентов вызывает отношение персонала, личные разговоры при покупателях, нежелание помочь, проинформировать при выборе.
Поэтому выбору продавцов следует уделить особое внимание. Нанимать на работу нужно дружелюбных, сдержанных, приветливых сотрудников, способных не только грамотно обслужить маленьких клиентов, но и разрешить любой конфликт. Конфликты в детских магазинах не редки: ребенок что-то уронил, разбил, замарал. От выдержки и профессионализма продавца зависит репутация всего магазина.
Аренда
От выбора месторасположения магазина зависит огромный процент успеха. Открыть магазин игрушек в проходимом месте — значит обеспечить себя и бесплатной рекламой, и потенциальными клиентами.
Наилучший вариант – помещение в торговом центре или в центральной части города. На окраину покупатели готовы ехать целенаправленно, если наверняка знают о низких ценах и хорошем выборе.
Чтобы открыть свой магазин, достаточно помещения площадью 50 м2. В нем будет размещаться торговый зал и подсобные комнаты. Въезд непременно следует оборудовать пандусом для заезда родителей с колясками. Также должна быть небольшая «парковка» для колясок, детских самокатов, велосипедов. Намного предпочтительнее расположиться на первом этаже.
Стоимость аренды составит около 60 тысяч руб. в месяц.
Где искать поставщиков
Примерно 80% всех игрушек, представленных на российском рынке, — импорт. Из них порядка 65% завезены из Китая, по 5% — из Дании и Чехии. Немалый процент приходится на 3 известных концерна-производителя Хасбро, Маттел и Лего.
Чтобы открыть магазин игрушек, нужно пройти жесткую проверку Роспотребнадзора. С 2009 года все игрушки, ввозимые и произведенные в России, подлежат сертификации. Товар должен соответствовать российскому ГОСТу 25779-90, европейским стандартам качества EN 71, а также пройти проверку на соответствие Техрегламенту Таможенного союза 008/2011.
Раньше высоко ценились товары европейского производства. Сейчас китайские игрушки здорово подвинули европейские. Они также соответствуют всем стандартам, качественные, безопасные, но при этом обходятся дешевле, даже с учетом транспортных расходов.
В последние годы расширяется рынок отечественных производителей. Востребованы деревянные игрушки из экологически чистой древесины. По опросам, многие родители готовы отдать предпочтение именно таким игрушкам, а не китайским.
Ассортимент игрушек
Предпринимателям, планирующим открыть магазин игрушек, следует ответственно подойти к формированию ассортимента.
При выборе игрушек для своего магазина нужно учесть 2 важных момента.
Во-первых, популярны многофункциональные игрушки. Например, мягкий конструктор, который можно использовать в качестве коврика, мягкое животное, изготовленное по подобию сумочки или рюкзачка.
Во-вторых, родители щепетильно относятся к материалу. Он должен быть гипоаллергенным, приятным на ощупь, безопасным, не подверженным загрязнениям.
Чтобы открыться, нужно закупить товары на любой возраст и вкус, такие как:
- конструкторы;
- пазлы;
- куклы;
- развивающие игрушки;
- железные дороги;
- роботы / трансформеры;
- спортивные товары (мячи, обручи, шведские стенки);
- волшебный песок;
- брендированные игрушки (по мотивам мультфильмов Маша и Медведь, Щенячий патруль, Тачки, Холодное сердце);
- радионяни;
- мягкие игрушки;
- музыкальные инструменты.
Целесообразно дополнить ассортимент соками, детским питанием, сладостями, влажными салфетками и прочей дополнительной продукцией. Даже во время выбора игрушек ребенок может проголодаться, испачкаться, поэтому сопутствующая детская продукция необходима.
Ассортимент товаров должен быть разнообразным и обоснованным. Открыть магазин игрушек – не значит возвести баррикады из плюшевых мишек, которые со временем становятся грязными и неприглядными. А вот конструкторы, наборы для творчества, спортивные товары и детские музыкальные инструменты всегда пользуются спросом.
Персонал
Магазин игрушек, способный функционировать ежедневно с 10:00 до 21:00, потребует следующий штат сотрудников:
- продавец – консультант (4) – 100 000 р.;
- мерчендайзер (2) – 40 000 р.;
- бухгалтер (1) – 30 000 р.;
- уборщица (2) – 36 000 р.;
- охранник (2) – 40 000 р.
Итого: примерно 250 тысяч руб. составит ФОТ в месяц.
Бизнес-план
Начинаем открытие магазина детских игрушек традиционно с выбора организационно-правовой формы — ИП или ООО.
Рассматриваемая площадь помещения в 50 м2 позволяет выбрать в качестве системы налогообложения ЕНВД.
Понадобится закупить оборудование, товар, провести мощную рекламную кампанию. К моменту запуска магазина информация о нем должна дойти до целевой аудитории.
Чтобы открыть магазин игрушек, понадобится следующее оборудование:
- ячейки для хранения вещей;
- стеллажи и корзины для игрушек;
- кресла-мешки и диванчики для отдыха посетителей;
- мебель для комнаты отдыха сотрудников;
- наружный и внутренний декор.
Итого: 400 000 руб.
Реклама может включать в себя:
- вывеску;
- создание сайта;
- раздачу листовок в костюме ростовой куклы;
- праздничную акцию и скидки в день открытия;
- создание интернет-магазина;
- ведение групп в соцсетях.
Итого: 200 000 руб.
В общей сложности инвестиции составят от 600 тысяч рублей. Добавляем ежемесячные расходы на заработную плату, закупку товара, арендную плату, коммунальные платежи, рекламу, непредвиденные расходы и выходит порядка 500 000 р.
Рентабельность
На дешевые китайские товары обычно накидывается примерно 100% стоимости. Дорогие европейские игрушки могут быть наценены на 200 – 300%.
Средний чек за покупку игрушек варьируется в пределах 1 500 – 2 000 рублей. В месяц чистая прибыль на первых порах редко превышает 70 — 100 тысяч. Около 3–5 месяцев понадобится, чтобы магазин стал узнаваемым.
Окупаемости можно добиться за 8 – 12 месяцев.
Советы
Несколько работающих советов предпринимателям, задумавшим открыть магазин детских игрушек:
- Вывеска и наружное оформление. Ориентация на покупателей, то есть на детей, вызывает потребность в ярком и узнаваемом оформлении. Увидев, к примеру, знакомого персонажа из мультика, ребенок непременно затащит родителя в магазин.
- Сотрудничайте с отечественными производителями. Ко многим родителям приходит осознание приоритета простой деревянной игрушки перед мудреной электронной. Как отмечают эксперты психолого-педагогических центров, современные дети разучились играть, т.е. наделять игрушку какими-то свойствами, придумывать сюжет, историю. Высокотехнологичные игрушки подавляют фантазию и изобретательность, поэтому каждому маленькому человеку необходимы обычные неэлектронные пирамидки, кубики, неговорящие куклы.
- Лицензионные брендированные игрушки могут вас озолотить. К примеру, только за июнь 2017 года продавцы серии игрушек Парк юрского периода заработали недетскую сумму в 95 миллионов рублей. Главное, одному из первых уловить новый тренд и завезти соответствующие товары.
- Поставьте корзины, предназначенные для благотворительных товаров. Привить своему ребенку доброту и сострадание – задача каждого родителя. Пусть взрослый вместе с ребенком выберет недорогую игрушку, и положит в корзину. Эти игрушки, памперсы, детское питание порадуют ребятишек из детских домов, приютов, хосписов. Открыть магазин — это не только возможность зарабатывать, но и возможность подарить немного радости тем, кто лишен простого детского счастья.
Вывод
Несмотря на довольно выраженную конкуренцию, новый магазин детских игрушек способен приносить немалую прибыль.
Открыть успешный магазин игрушек возможно при условии единства качественных товаров, продуманного расположения и ассортимента, теплой атмосферы, уважения больших и маленьких покупателей.
Как часто вы покупаете игрушки своим детям? Есть у вас любимый магазин игрушек? Делитесь отзывами в комментариях и не забудьте оценить статью.