Нейромаркетинг – отрасль маркетинга, которая позволяет более детально проанализировать поведенческие механизмы потребителя и его реакции на конкретный товар. Маркетологи провели ряд серьёзных исследований и замахнулись на анализ человеческого подсознания, которое реагирует на окружающую среду. Как нейромаркетинг повлиял на повседневную жизнь человека и где можно встретить яркие примеры нейромаркетинговых манипуляций, мы рассмотрим сегодня.
Содержание
Что это такое
Посещая супермаркеты и торговые центры, мы и не можем себе представить, что зачастую нами управляют не наши собственные желания, а желания маркетологов.
Возможно, вы искренне удивитесь, прочитав эти слова, и даже мысленно вступите в спор, но это действительно так. Маркетинг шагнул настолько далеко, что специалисты научились «играть» на наших эмоциях, впечатлениях и пристрастиях.
Маркетологи пристально следят за нашим поведением, точнее откликом подсознания на определённые продукты. Как бы это странно не звучало, но грамотный маркетолог способен управлять чувствами потребителя, используя данное умение в своих целях.
А цель здесь проста: повышение уровня продаж, привлечение интереса аудитории.
Итак, нейромаркетинг – это комплекс мер, направленных на стимуляцию интереса потребителя к реализовываемому маркетинговыми компаниями товару. Это эффективный инструмент по управлению желаниями клиента, возможность предопределять его положительный настрой и стимулировать к покупке.
Постепенно сфера нейромаркетинга переросла в полноценную науку, которая наблюдает за поведенческими характеристиками потребителя во время шопинга.
Признайтесь себе: случались ли ситуации, когда вы приобретали в торговом центре совершенно ненужную вам пару туфель или флакон ароматного парфюма, не сочетающегося с вашим образом? В погоне за трендами, мы часто приобретаем те вещи, которые совершенно нам не подходят, но маркетинг делает своё дело и за новой моделью айфона выстраиваются колоссальные очереди. Мы живём в мире, где нами управляют и противиться стороннему влиянию может лишь тот, кто владеет информацией, в частности, навыками нейромаркетинга.
Каким образом маркетологи воздействуют на подсознание человека? Они выявляют естественные процессы, происходящие в нашем организме, под воздействием разнообразных внешних факторов. Полученные сведения применяются в маркетинговых целях и способствуют продвижению брендов, а так же повышению уровня продаж.
Сам термин «нейромаркетинг» является совокупностью двух более привычных терминов «нейробиология» и «маркетинг». Удивительно, как наука о функционировании нервной системы человека смогла предоставить ценные данные, необходимые для маркетингового продвижения. Уникальный и эффективный тандем, который внёс множество коррективов в сферу продаж.
Почему нейромаркетинг настолько важен для производителей и владельцев торговых точек? Всё дело в том, что нейромаркетинг позволяет понять, как именно потребитель относится к реализуемому товару до момента осмысления того, что он видит. По сути, нейромаркетинг основывается на глубинных чувствах человека, том, что невозможно подавить, но возможно вызвать искусственным путём. Маркетологи способны повлиять на наш выбор, вызвать приятный ассоциативный ряд в памяти клиента, создать благоприятную атмосферу для шопинга, сыграть на его тайной страсти.
Основная цель нейромаркетинга заключается в том, чтобы стимулировать клиента, незаметно для него самого. Этим искусством владеют профессионалы, и оно действительно способно повышать уровень продаж.
Как воспринимается реклама мозгом
Маркетологи проделывают огромную работу, чтобы заинтересовать потребителя.
Приходя в торговый зал, мы можем даже не знать о том, что цветовая гамма, запахи и расположение товара подобраны таким образом, чтобы угодить нашему подсознанию. Заинтересовать клиента можно в том случае, если продавец применит основные технологии по привлечению интереса аудитории:
- Окружающая атмосфера. Важно позаботиться о красивой картинке, приятной музыке, приятном аромате, витающем в заведении;
- Расположение потенциального покупателя к продавцу. Он должен быть внимательным и дружелюбным, вызывать доверие, а не антипатию.
Первый инструмент, который мы упомянули – создание благоприятной атмосферы.
Мозг, благодаря, основным органам чувств, анализирует поступающую информацию и уже с первых секунд покупатель может понять, комфортно ли ему в магазине, нравится ли ему обслуживающий персонал и ассортимент товаров. Реклама – это своего рода маяк, она представляет собой концентрированную информацию о заведении и имеет цель заинтересовывать, призывать к действию.
Зрение
В первую очередь хотелось бы остановиться на зрительном канале восприятия.
Он рассматривается маркетологами, как самый мощный, поэтому визуальной составляющей уделяют особое внимание. «Зрение» используется в нейромаркетинге постоянно, и вы самостоятельно могли в этом убедиться. Достаточно вспомнить расположенные у кассы привлекательные товары, к которым так и тянутся руки, вряд ли их поместили туда случайно. То же касается баннеров со скидками, наши глаза заостряют внимание на информации о скидке, а мозг выдаёт сигнал о том, что это выгодное решение, которым стоит воспользоваться.
Согласно данным нейромаркетинговых исследований, наиболее подвержены влиянию с помощью зрительного воздействия представительницы прекрасного пола. Женщины воспринимают красивую картинку положительно, имея хороший отклик на визуально привлекательные товары.
Кроме того, маркетологи способны воздействовать на потребителя, пробуждая его природные инстинкты. К примеру, австрийские учёные провели занимательный эксперимент: они показывали женщинам различные изображения и наибольший отклик в мозгу произошёл при виде маленьких детей. Полученными данными воспользовались маркетологи и расклеили в детских магазинах изображения малышей.
Не менее эффектно и применение контрастов, цветовых приёмов. На потребителя влияет яркость света, цвет мебели и стен в помещении. Чем больше нюансов будет затронуто продавцом, тем выше вероятность иметь постоянных клиентов, которые будут возвращаться снова и снова.
Обоняние
Удивительно, но обоняние стало спорным инструментом в руках маркетологов.
С одной стороны можно заинтриговать посетителя интересным запахом, пробудить в нём эмоции, воспоминания и ассоциации. Но с другой стороны каждый человек имеет свой вкус и то, что нравится одному, может в корне не принимать другой клиент. Кроме того, данный канал воздействия на потребителя не до конца изучен, соответственно, утверждать однозначно о положительном воздействии невозможно.
Лучше всего использовать запах в своих целях владельцам кондитерской, кофейни, в кафе и ресторане. Приятный и даже «вкусный» аромат способен стимулировать клиента к покупке и обеспечит его возвращение в это уютное и ароматное место.
Учёными доказан тот факт, что запах апельсина благотворно воздействует на решение клиента о покупке товара.
Использовать запах в качестве «приманки» аудитории стало впервые модным в США. Сегодня появилась целая индустрия, производящая уникальные товары. К примеру, так появились книги с ароматными вкладышами, ассоциирующимися с конкретным писателем. Постепенно полученные знания о воздействии запаха на покупательскую способность аудитории вылились в целое направление, получившее название «аромомаркетинг».
Осязание
Осязание принято считать самым простым каналом воздействия на покупателя. Основа воздействия на клиента на кинетическом уровне заключается в создании атмосферы уюта и тепла. Посетителю магазина должно быть комфортно и приятно находиться в помещении. Доказано, что по максимуму используют осязание в качестве инструмента влияния – владельцы автомобильных салонов. Они дают возможность сесть за руль машины, почувствовать себя её полноправным владельцем. Сегодня продавцы уделяют внимание даже таким мелочам как коробка и материал, из которого она сделана.
Вкус
Вкусовой канал воздействия в нейромаркетинге на потребителя достаточно специфический, поскольку вы вряд ли сможете пробудить вкусовые рецепторы в отделе обуви или бытовой химии.
Речь идёт о профильных точках, где можно провести дегустацию, дать возможность насладиться реализуемым продуктом.
Примеры из рекламы
Lays
Производители чипсов Lays периодически меняют упаковку продукта, добавляют новые позиции в линейку товаров. Однажды было принято решение сменить матовую упаковку на глянцевую. Разработчикам проекта казалось, что обновлённая упаковка привлечёт дополнительное внимание аудитории, и уровень продаж вырастет. На удивление разработчиков, покупатели отнеслись прохладно к обновлённому варианту полюбившегося продукта. В ходе анализа упаковок, было выявлено, что матовые и более натуральные оттенки больше привлекают покупателей, в отличие от глянца и ярких кислотных оттенков. Тогда производители снова вернулись к матовой упаковке.
Campbells
Campbells — производите супа, которые так же смогли повысить уровень продаж за счёт нейромаркетинга. Изначально банки с супом имели одинаковый вид, но в ходе исследований оказалось, что потребитель желает видеть разные вариации продукта, так к нему повышается интерес.
В результате каждый вид супа имеет свою этикетку.
M&M’s
Все знакомы с забавными персонажами рекламной компании, а красный и жёлтый цвета были подобраны не случайно, они входят в спектр наиболее приятных для человека цветов. Яркие и насыщенные, они стали символом бренда, так же как и легендарная Кола.
Советы
- Знание основ нейромаркетинга способствует стимуляции интереса аудитории и делает вашу торговую точку уникальной. Предпринимателям стоит проанализировать все имеющиеся способы воздействия на покупателя;
- Данные в сфере нейромаркетинга постоянно обновляются, появляются новые исследования, статистические данные и интересные факты. Будьте в курсе последних событий, чтобы от клиентов не было отбоя;
- Не переусердствуйте с применением приёмов нейромаркетинга, всего должно быть в меру;
- На сегодняшний день в сети есть немало книг по нейромаркетингу, советуем прочесть их, чтобы понять всю глубину дисциплины.
Вывод
Нейромаркетинг – комплекс мер, направленных на стимуляцию покупательской способности клиента за счёт пробуждения подсознательных рефлексов. Если грамотно сочетать приёмы нейромаркетинга в своём бизнесе, то можно добиться расположения аудитории и существенного увеличения продаж. Используйте полученные знания с умом, и вы откроете секрет правильного ведения бизнеса.
«Как лично Вы относитесь к идее воздействия маркетологов на подсознание покупателей? Узнали ли вы что-то новое из нашей статьи? Пишите в комментариях и не забудьте оценить статью».