Франшиза – это право дочернего предприятия пользоваться бизнес-моделью, именем известного бренда после заключения договора. Взаимовыгодное сотрудничество позволяет окупить вложенные в бизнес материальные средства за короткие сроки, снизить риск разорения из-за конкуренции на рынке сбыта.
Содержание
Что такое франшиза
Если говорить простыми словами, под франшизой понимают открытие собственного предприятия под именем известной марки. Бизнесмен заключает контракт, в котором указаны требования и обязательства главной компании. Готовая схема работы по франшизе позволяет начинающему предпринимателю вкладывать в открытие фирмы меньше денег, чем требуется при работе с нуля.
Данный вариант сотрудничества используется в различных сферах. Собственный бизнес на контрактной основе можно развивать по множеству направлений. Распространенные варианты франшиз представлены:
- Розничными сетями продуктовых магазинов, отдельными магазинами;
- Ресторанным бизнесом, кофейнями;
- Производственными цехами – изготовление сухих завтраков, мороженого, алкогольных и слабоалкогольных напитков, хлебобулочных изделий;
- Салонами красоты, парикмахерскими, спортивными залами;
- Строительным бизнесом, автомойками;
- Дочерними отделениями знаменитых интернет-магазинов.
Перечь перспективных направлений неполный. Открытие бизнеса с грамотным подходом к вопросу может стать источником стабильной прибыли при минимальном вложении денежных средств.
Виды франшиз
Классификация франшиз подразумевает несколько разновидностей совместного предприятия:
Арендную – бизнесмен управляет предприятием на договорной основе. Прибыль делится между владельцем франшизы и управляющим лицом в течение определенного контрактом срока.
Золотую – схема работы предприятия определяется самим предпринимателем, выкупившим право на деятельность в определенном регионе. За счет монополии на вид деятельности цена на такую франшизу очень высокая.
Импортозамещающую – производственный вариант франшизы. Предприятие занимается выпуском товаров под именем известного бренда.
Корпоративную – предприниматель сам контролирует работу предприятия, ведет его на своих условиях.
Свободную – превалирует на территории Российской Федерации, подразумевает небольшой размер роялти, относительно большую свободу действий дочерней компании.
Серебряную – является готовым бизнесом. Подразумевает готовый филиал компании, передающийся во владение предпринимателю за определенный процент от доходов.
Стандартную или классическую модель – материнская фирма постоянно контролирует работу вторичной компании, последняя ежемесячно проводит отчисления за право использования бренда. В большинстве случаев первоначальный старт проходит с внесением страховочной суммы или паушального взноса.
Можно открыть любой вид совместного предприятия по франшизе: получение разрешение на право ведения деятельности под брендовой маркой зависит от первоначального капитала, опытности бизнесмена и его личных желаний.
Плюсы и минусы
К положительным сторонам ведения бизнеса по франшизе относят:
- Известность бренда – завоевавшая доверие покупателей марка позволяет быстрое получать доходы, в небольшие сроки вернуть вложенный капитал.
- Право на помощь – для новичков владельцы создают специализированные обучающие проекты, позволяющие повысить эффективность бизнеса. Главный офис предоставляет вторичным структурам консультации юристов и поддержку по всем вопросам.
- Минимальные траты на рекламу – подопечные получают советы по ведению акций и мероприятий, их правильной организации. Материнская компания не занимается продвижением дочерней на местном рынке сбыта – все рекламные акции проводятся за счет начинающего предпринимателя.
- Небольшой риск – при помощи основного предприятия вероятность провала снижена до нулевой отметки. Минимальный процент провала связан с неправильно подобранным местом для деятельности, отсутствием спроса в регионе на предложенные услуги.
Отдельные корпорации предоставляют подчиненным фирмам оборудование, услуги по оформлению торговых помещений, схемы производственной деятельности (полный комплект).
К отрицательным сторонам работы с франшизой предприниматели относят:
- Отсутствие свободы действий – новичок должен работать по договорному регламенту, франшизе. Нововведения со стороны подчиненной компании ограничиваются или запрещаются контрактом.
- Обязательная покупка расходных материалов и оборудования – вторичная компания обязана закупать все необходимое только у старшего партнера. Многие дочерние фирмы негативно относятся к отсутствию выбора из-за франшизы.
- Жесткие условия – большинство контрактов составлены в пользу владельца франшизы раскрученного бренда. Он получает максимальную прибыль, а хозяева дочерних точек должны обеспечивать ее регулярное поступление.
- Высокая цена за право пользоваться брендом – максимальная на них стоимость встречается при приобретении прав на единоличное использование имени в отдельных населенных пунктах или областях.
Несмотря на жесткие условия франшиз от компании-основателя, большинство предпринимателей устраивает такой метод коммерции. Защита от провалов и быстрая окупаемость вложенных средств является решающей при выборе открытия предприятия с нуля или под чьим-то именем.
Сколько стоит
Цена за открытие франшизы представлена складывается из нескольких факторов.
- Известности и территориальной распространенности бренда;
- Длительности действия контракта;
- Наличия у новичка торгового или производственного помещения.
Средняя стоимость этого варианта бизнеса начинается от 4 тысяч долларов. К дорогим франшизам относят открытие ресторанов быстрого питания – работа с Макдональдсом предполагает стартовый капитал около 2 миллионов долларов.
Как открыть франшизу
Работа по франшизе начинается с оформления договора в службе государственной регистрации.
В дальнейшем открытие предприятия ведется по стандартному алгоритму:
- Правообладатель передает документацию, лицензию и материалы по бренду. Сотрудничество начинается с введения в курс дел владельца нового отделения корпорации: по стратегии развития бизнеса, маркетинговым ходам, технологиям.
- Заключение договора аренды на подходящее помещение или приобретение его в собственность. После подтверждения и одобрения выбранной торговой точки необходимо получить разрешение на ведение предпринимательской деятельности по выбранной франшизе.
- Оформление помещения – проводится по готовому дизайн-проекту, предоставленному правообладателем бренда.
- Заключение контракта на поставку необходимого оборудования, оформление работ его монтажу и установке. По завершении подготовительного этапа проводится набор и последующее обучение персонала.
- После подписания контрактов на поставку сырья и товаров проходит непосредственное открытие бизнеса по франшизе. Предприятие запускается и открывается для работы.
Последним пунктом схемы открытия предпринимательской деятельности по франшизе является раскрутка компании. Рекламные акции, различные мероприятия позволят повысить рейтинг фирмы, сделать ее узнаваемой для покупателей.
Требования
Правила открытия франшизы зависят от прописанных в контракте пунктов. Каждая корпорация имеет собственные требования к открытию дочерних предприятий:
Макдональдс – мировая сеть ресторанов быстрого питания американского происхождения. Для открытия торговой точки по франшизе необходимы серьезные материальные затраты – такие расходы могут себе позволить давно связанные с бизнесом люди или те, кто ищет варианты выгодного вложения денег. Стоимость договора составляет 45 тысяч долларов, для открытия торговой точки требуется не меньше 950 тысяч долларов стартового капитала.
Право сотрудничества с Макдональдсом не предоставляется новичкам, у претендента должен быть опыт предпринимательства в сфере питания. Договор на совместную работу заключается на 20 лет, вложенный капитал окупается за полтора-два года. Ежемесячный доход равен 100 тысячам долларов. За пользование правами на бренд каждый месяц главному предприятию отчисляется 10-12% от выручки.
Пятерочка – продуктовая сеть, рассчитанная на покупателей со средним доходом. У претендента должно быть подходящее помещение: в собственности или на основе договора о долгосрочной аренде. Паушальный взнос варьирует от 750 тысяч до 1 миллиона рублей, ежемесячные вычеты (роялти) в пользу правообладателя отсутствуют. На оборудование придется потратить около 1 миллиона рублей, ремонт и оформление магазина обойдутся в сумму около 3 миллионов рублей, в зависимости от состояния помещения.
Отсутствие роялти объясняется сотрудничеством по обратной франшизе. Вся выручка поступает на счета материнской компании, дочерняя получает вознаграждение в 17%. Средняя окупаемость составляет полтора года.
Педант.ру – является сетью сервисного обслуживания по ремонту и обмену мобильных телефонов, начавшей деятельность с 2010 года. Правообладатель допускает работу с новичками, не имеющими опыт в этой сфере бизнеса. Одно из немногих предприятий, обещающих возврат средств, если предприниматель решит отказаться от деятельности после открытия. Стоимость франшизы зависит от города и варьирует от 490 до 990 тысяч рублей. Материнская фирма обещает:
- запустить предприятие за 28 дней;
- возврат вложенных средств за 3-6 месяцев;
- полное обучение, поддержку, автоматизацию всех процессов.
Контракт на сотрудничество заключается в Роспатенте, средняя ежемесячная выручка составляет 100 и больше тысяч рублей. Ежемесячный роялти равен 10%.
Subway – еще одна сеть ресторанов быстрого обслуживания. Первоначальный взнос равен 7500 долларов плюс НДС, объем инвестиций от 4 до 6 миллионов рублей, ежемесячные отчисления – 8% плюс НДС, окупаемость в течение 2 лет. Для ресторанной точки в торговом центре необходимо помещение в 45-60 м2, для полноценного ресторана – до 120 м2.
Для открытия собственного бизнеса под маркой Сабвея необходимо закончить двухнедельные курсы обучения, подписать контракт о сотрудничестве. Первый год работы проходит под строгим контролем материнского предприятия с запретом на изменение меню ресторана, в дальнейшем допускается внесение дополнительных блюд. Открытие дополнительного павильона с фастфудом обойдется в 6 тысяч долларов.
Вывод
Открытие франшизы требует предельной внимательности от начинающего предпринимателя. Многих вводит в заблуждение ее стоимость, которая складывается из паушального взноса и ежемесячных отчислений. В большинстве случаев в цену не входят затраты на оборудование, сырье и аренду помещения.
Оплата подразумевает право пользования именем знаменитого бренда и его разработанной бизнес-моделью. Все предприятия, связанные с производством, могут потребовать гораздо больше вложений, чем компании по продаже товаров или предоставлению услуг. Все нюансы прописаны в договорах – перед заключением стоит реально оценить свои финансовые возможности.
Работа по франшизе дает массу преимуществ только при реальной оценке региональной конкуренции. Открытие 5 или 10 аналога приведет к нерентабельности и банкротству. Будущий успех зависит и от марки предприятия, успешности его работы по открытию франшиз. Если за год у материнской фирмы открылось 2-3 точки, то связываться с таким правообладателем не имеет смысла: у него отсутствием заинтересованность в расширении корпорации. Анализ условий, предлагаемых главным предприятием, позволит избежать множества подводных камней. Грамотный подход, изучение рынка сбыта, потребительского спроса позволит стать конкурентноспособным, быстро вернуть вложенные материальные средства и получить хорошую прибыль.
Что лучше франшиза или свой бизнес? Пишите ваше мнение в комментариях и ставьте оценку статье!