Производство одежды можно использовать в качестве бизнес-идеи, позволяющей выйти на стабильную прибыль в короткие сроки. Однако российская швейная индустрия обладает характерными особенностями, которые следует иметь в виду. Огромное значение имеет наличие готовой базы компаний-клиентов, привлекаемых, порой, не самыми традиционными рекламными способами.
Содержание
О бизнесе
Бизнес по производству одежды представляет собой довольно специфичную область.
Ключевая связка «наладить сбыт – производить – реализовывать – получать прибыль» работает, но с некоторыми погрешностями. Зато отлаженное производство гарантирует постоянный доход, ведь одежда покупается ежедневно.
Виды
Одежду классифицируют по назначению и по составу.
По назначению выделяют:
- бытовую;
- специализированную (медицинская, защитная);
- спортивную;
- форменную.
Каждый вид (за исключением специализированной), в свою очередь, подразделяется на верхнюю одежду и легкую.
Классификация по составам подразумевает деление одежды на:
- натуральную (шерсть, хлопок);
- синтетическую (полиэстер);
- комбинированную.
Оборудование
Для открытия малого бизнеса по производству одежды потребуются (из расчета на 8 швей):
- швейные машинки;
- раскроечный стол;
- межстолье;
- утюги, парогенераторы;
- оверлоки;
- швейные столы;
- стеллажи;
- настольные лампы;
- инструменты (ножницы, мелки, булавки, нитки, иголки и т.д.);
- фурнитура, декор;
- гладильные доски;
- манекены.
Итого: около 450 000 руб.
Документы
Бизнес по производству одежды целесообразнее облачать в форму ООО, чтобы иметь возможность сотрудничать с крупными клиентами и поставщиками.
Согласно ФЗ № 294, о начале предпринимательской деятельности должен быть уведомлен Роспотребнадзор. Производство не подлежит обязательной проверке до старта, однако установленные нормативы следует выдерживать, поскольку проверка нагрянет уже в ходе работы. Главное: наличие работающей канализации, водопровода и электрики, естественное, люминесцентное и местное освещение, а также площадь рабочего места на каждую швею не менее 7 м2.
Также необходимо задекларировать производимую продукцию на соответствие техрегламентам Таможенного союза. Для этого образцы изделий нужно представить в сертификационный центр.
Персонал
Как и для любой производственной ниши, для производства одежды первостепенны обучаемость и профессионализм кадров. Чтобы предприятие функционировало бесперебойно, понадобятся:
- директор (1) – 70 000 руб.;
- конструктор-технолог (1) – 40 000 руб.;
- швея-закройщик (8) – 200 000 руб.;
- бухгалтер (1) – 30 000 руб.;
- мастер-наладчик (1) – 25 000 руб.;
- торговый представитель (1) – 40 000 руб.;
- уборщица (2) – 30 000 руб.;
Итого: 435 000 руб.
В первое время закройщики могут совмещать функции дизайнера, для экономии, но в дальнейшем без хорошего модельера не обойтись.
Аренда
Предприятие по производству одежды должно вмещать цех, склады для материалов и готовой продукции, комнату отдыха для сотрудников, санузел, административный кабинет. Для этого будет достаточно площади в 80 м2, соответственно, арендная плата составит около 40 000 руб. в месяц.
Приближенность здания к центру не особо важна, главное, чтобы сотрудники имели возможность без проблем добраться до работы.
Единовременные и ежемесячные платежи
Открытие производства одежды требует единовременных расходов на:
- оборудование – 450 000 руб.;
- ремонт – 400 000 руб.;
- оформление документов – 35 000 руб.;
- мебель – 200 000 руб.;
- автомобиль (для доставки небольших партий материала и готовой продукции розничным клиентам) – 400 000 руб.
Итого: 1 485 000 руб.
Ежемесячные расходы включают в себя:
- арендную плату – 40 000 руб.;
- коммунальные платежи — 15 000 руб.;
- ФОТ – 435 000 руб.;
- закупку материалов и сырья – 1 100 000 руб.;
- оплату услуг транспортной компании (для доставки крупных партий товара или сырья) – 150 000 руб.;
- амортизация, прочие расходы – 150 000 руб.
Итого: 1 890 000 руб.
Сроки окупаемости
По статистике, ежемесячный оборот такого предприятия по производству одежды, в среднем, составляет 2 200 000 – 3 500 000 руб.
За вычетом расходов, чистая прибыль в месяц — порядка 300 000-400 000 руб. (и больше, в зависимости от сезонности).
Таким образом, окупаемость наступит примерно через 6-12 месяцев стабильной и качественной работы.
Где найти клиентов
Главное, что нужно понимать, выходя на рынок одежды: должна быть готовая клиентская база, потому что с незнакомым производителем никто не горит желанием сотрудничать. Какие способы поиска клиентов действительно работают:
- Рекламу лучше перенести в офлайн. Нетворкинг, показы, выставки, семинары позволяют завязать дружеские партнерские отношения с оптовиками, реализующими товар в магазинах масс-маркета и на рынках. Привычная реклама в соцсетях, листовки и т.д. не приносят столько пользы.
- Можно начать с посредничества, т.е. находить клиентов, но отшивать продукцию в чужом цехе. Уже потом наладить собственное производство одежды.
- Отличный вариант – разработать линию одежды для нестандартных фигур. К примеру, женщинам с 54-58 размером сложно подобрать стильную вещь в обычном масс-маркете.
- Бюджетные магазины одежды не славятся разнообразием моделей из натуральных тканей. Если сотрудничать напрямую с производителями тканей, можно наладить выпуск линии вещей из хлопка или льна (в чистом виде затратно, лучше комбинировать с синтетикой) по приятным для потребителя ценам.
- Самым креативным стоит задуматься о разработке собственного бренда. Но в качестве ЦА рассматривать людей среднего и старшего возраста, так как молодежь предпочитает реплики известных брендов.
Плюсы и минусы
Подводя итоги, отметим, что к преимуществам бизнеса по производству одежды относятся:
- небольшие первоначальные вложения;
- стабильная прибыль;
- быстрая окупаемость.
К недостаткам следует отнести:
- слабое развитие отечественной швейной индустрии, вследствие чего материалы лучше покупать за границей (чаще всего, турецкие);
- непростые пути поиска заказчиков, которые предполагают личное общение и связи;
- сложности с подбором кадров (молодые неохотно идут на производство, а опытные противятся обучению).
Вывод
Открыть производство одежды несложно, сложнее не прогореть в нем в первые месяцы работы. Чтобы этого избежать, нужно предусмотрительно наладить каналы сбыта, организовать стабильное и качественное производство, постоянно расширять деловые связи и заботиться о добром имени предприятия.
Одежду каких производителей предпочитаете покупать вы? Пишите в комментариях и не забудьте оценить статью.