Борьба с некачественной и фейковой продукцией в России принимает глобальные масштабы. Обязательная маркировка товара, как способ мониторинга, позволит государству осуществлять контроль за движением продукции от выхода с конвейера производителя до момента приобретения его конечным потребителем. Информация о каждом товаре будет доступна, благодаря присвоенному уникальному цифровому коду. До 2024 года система отслеживания должна охватить все производственные отрасли – от парфюмерии до детского питания. Зачем нужна «чистка» рынка, и как она отразится на бизнесе, рассмотрим в сегодняшней статье.
Содержание
Что это такое
Под маркировкой понимают нанесение на потребительскую упаковку товара специального графического кода – идентификатора.
Он представляет собой последовательность символов и содержит информацию о товаре:
- название производителя;
- его месторасположение (страна, адрес);
- дату и время производства (реализации);
- срок годности;
- артикул, номер стандарта.
Цифровой код генерируется под определенный товар, и «списывается» после выхода продукта из рыночного оборота. Идентификатор невозможно подделать и использовать повторно. Вся информация об операциях с маркированным товаром находится в центре информационного мониторинга, контролируемого государством.
Обязательная маркировка товаров гарантирует качество и оригинальность продукции. С помощью цифрового кода, покупатель, не отходя от кассы, сможет защитить себя от покупки контрафактного товара. По статистике, только за 2018 год выявлено фальсификата более чем на 6 миллионов рублей. Это заставляет задуматься как покупателей, которые отдают свои деньги за товары, не соответствующие заявленному качеству, так и производителей, которые несут колоссальные убытки.
Зачем нужна маркировка
Система отслеживания кода выгодна трем сторонам (участникам потребительского рынка) – производителю, государству и покупателю. Последней категории маркировка принесет наибольшее количество плюсов:
- появится реальная возможность без труда определить «липовый» товар или оригинальный;
- «реформа» обязательной маркировки очистит рыночные сегменты от некачественной продукции;
- если покупатель выявит контрафактный товар, у него есть обратная связь в виде мобильного приложения.
Уже сейчас программу можно скачать бесплатно, чтобы определять подлинность товаров и сообщать о контрафактной находке в мониторинговую систему. Для этого будет достаточно выбрать товар с кодом Data Matrix, сканировать его и перед вами откроется вся правда о составе, сроке годности, производителе.
Государство, благодаря введению мониторингового контроля, сможет отслеживать недобросовестных бизнесменов, которые зарабатывают на производстве аналогов известных брендов сомнительного качества. Такие бизнесмены уклоняются от налогов, поэтому обязательная маркировка сделает бизнес во многих сферах прозрачным.
Скрыть факт реализации товара не удастся, с внедрением онлайн-касс это стало практически невозможно. Система узнает о продаже не от предпринимателя, а от оператора фискальных данных, который получает данные от контрольно-кассовой техники. Кроме того, с помощью цифровых кодов получится эффективно противодействовать нелегальному обороту товаров, которые ввозятся в страну из-за границы.
Честным предпринимателям цифровой маркировки опасаться не стоит. Наоборот, это нововведение позволить конкурировать в честной борьбе, особенно с «серыми» товарами, которые нелегально ввозят из других стран. Кроме того, производителям будет доступна аналитическая статистика об изменениях спроса, данные о продвижении товара по логистической цепочке. На основании этой информации, предприниматели смогут прогнозировать производство.
Перечень товаров
Постепенно систему маркировки внедрят во все промышленные сферы от аптечного сегмента до рынка табака и автопокрышек.
На 2019-2020 годы запланировано присоединение следующих групп товаров:
- уже в марте этого года в системе появились продавцы и производители сигарет и другой продукции из табака;
- с июня под контроль попали меха — шубы;
- второй месяц лета – начало отсчета нанесения цифрового идентификатора на обувь, экспериментально для парфюмерии, а также в поле зрения попадает дорогостоящие лекарства;
- сентябрь – пилотный запуск начнется для средств реабилитации – кресел-колясок;
- декабрь – цифровые коды нанесут на фотоаппараты, одежду, духи туалетные воды, шины;
- январь 2020 года – старт нанесения маркировки на фармацевтические препараты.
Список продукции, на которую должны быть нанесены идентификаторы в ближайшие месяцы, назначен Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-Р.
Закон
Первое упоминание о тотальном контроле датируется декабрем 2017 года.
Именно тогда президент объявил о намерении промаркировать товар. Официальное Распоряжение Правительства РФ N 791-р появилось 28 апреля 2018 года. В нем подробно изложена предлагаемая модель функционирования маркировочной продукции и ее учета. Кроме того, изменения были внесены в Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ, который регулирует сферу продаж в стране.
Законодательством определены все условия нанесения маркировки, поддержки производителей на начальной стадии. Правительством назначен контролер и исполнитель проекта – Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).
Условия присоединения
Сегодня тестирование пилотного проекта осуществляется добровольно. Производители и реализаторы товаров, которые входят в список обязательной маркировки, могут присоединиться к системе. Сделать это можно на официальном сайте Национальной системы цифровой маркировки – честныйзнак.рф.
Процедура состоит из 4 этапов:
- Оформить заявку на регистрацию в системе, выбрав категорию товара, и следовать дальнейшей инструкции.
- Позаботиться о получении усиленной квалифицированной электронной подписи – это аналог собственноручной подписи.
- Заполнить регистрационную форму в личном кабинете участника проекта.
- Далее организатор мониторинга проконсультирует о работе, озвучит перечень оборудования и программного обеспечения.
Принципы работы контроля
Итак, обязательная маркировка товаров рано и поздно станет обязанностью каждого предпринимателя. Давайте рассмотрим, как это система контроля работает на практике:
1.Производство
Любая продукция появляется, благодаря завершенному производственному циклу. Маркировка на товаре появляется на данном этапе. После прохождения всего цикла, производитель должен нанести на вторичную (потребительскую) упаковку идентификационный цифровой код.
2.Логистика
Благодаря цифровой маркировке, наблюдателям становится известно обо всех перемещениях продукта. По сути, идентификатор – это компактно зашифрованная информация о продукте, которую не получится специально изменить, стереть, она не может потеряться. У предпринимателя (как производителя, так и приобретателя) появляется возможность мониторить доставку и хранение продукции.
3.Торговая точка
При приемке в пункте реализации код считывают специальным сканером и ставят на внутренний учет, присваивая номера торговых полок.
Это позволяет перепроверить подлинность продукта и исключить вброс «серой» продукции. Система обязательной маркировки товара отслеживает логистический путь до прилавка торговой точки.
4.Продажа
Цикл цифрового кода завершается после реализации продукта. При продаже он сканируется и фиксируется онлайн-кассой. Информация о реализации поступает в головной центр, после чего идентификатор выводится из общей базы.
Маркировочный код
Основная цель программы маркировки – зарегистрировать каждую единицу товара в системе путем нанесения «маячка» (кода), который не позволит выпустить его из вида до реализации.
В таком случае потребитель может убедиться в оригинальности товара, а государство – в уплате налогов. Для этого будет использоваться Data Matrix код. Он неповторим, абсолютно уникален, его нельзя похитить и легко нанести. Безопасность информации сохраняется с помощью криптографической защиты.
Это двухмерный матричный штрих-код, который делится на 2 составляющие:
- идентификатор – для определения позиции в национальном каталоге товара и мониторинговой системе;
- крипто-хвост – проверочная часть кода.
С помощью кода Data Matrix продукт отслеживается на каждом этапе, что исключает появление «двойников» или повторного введения продукта после истечения его срока годности. Нанесение цифровых кодов – не бесплатное удовольствие, стоимость одного идентификатора – 50 копеек.
Подготовка бизнеса к маркировке
Предприниматели могут по-разному относиться к нововведениям, но обязательная маркировка товаров неизбежна. Поэтому, правильнее заранее подготовиться к масштабному процессу. Для этого может потребоваться закупка оборудования, установка специализированного программного обеспечения или его настройка.
Итак, что нужно, чтобы внедрение маркировки происходило без проблем:
- ЭДО – система автоматизации электронного документооборота. Если у организации есть ЭДО, нужно позаботиться о подключении маркировки и проверить возможности. При отсутствии лучше заранее решить этот вопрос.
- Сканер для распознавания двухмерного штрих-кода – обычное оборудование не подойдет, слабый 2-D сканер тоже не всегда будет нормально функционировать. Поэтому обращайте внимание не только на заманчивые предложения от поставщиков, но и на возможности оборудования.
- Онлайн-касса и ПО – узнайте у поставщика фискального аппарата и ПО, поддерживает ли касса функцию работы с маркировочным товаром.
- Связь с ОФД – вы должны поинтересоваться, есть ли у оператора возможность передавать данные контролеру.
- Программа учета товара – коды маркировки подлежат обязательному учету, поэтому протестируйте возможности учетных систем, которыми вы пользуетесь в данное время.
- Передача сведений в контролирующую организацию – нужно решить, каким образом будет передаваться информация, возможно, придется искать IT-решение, сотрудничая с профильными компаниями.
К слову, сейчас у вас есть возможность присоединиться к экспериментальным проектам и протестировать систему в работе, чтобы учесть все нюансы для бесперебойной работы в будущем.
Ответственность за несоблюдение закона
За ненадлежащую маркировку предприниматели ответят рублем (КоАП РФ статья 15.12):
- за производство и перевозку товаров без маркировочного идентификатора — штраф директору компании – до 10000 р., юридическому лицу – до 100000 р.;
- за продажу нелегального товара – для ИП – до 4000 р., юридическое лицо выплатит до 300000 рублей, глава этой организации – до 10000 р.
Эти цифры касаются бизнесменов, которые не работают с табаком и алкогольной продукцией. Для этих категорий отсутствие маркировки выльется:
- за производство без нанесения цифрового кода – до 150000 р. для организации-производителя, до 15000 р. – для должностного лица;
- за продажу (перевозку) – ИП – до 5000 р., компания заплатит до 300000 р., а директор этой фирмы – до 15000 р.
Кроме денежного взыскания предусматривается конфискация немаркированной продукции. Административная ответственность может перерасти в уголовную, если стоимость товаров признана крупным или особо крупным размером согласно УК РФ Статья 171.1. К слову, для продовольственных товаров отсчёт начинается от 400000 р., алкоголя и табака – 100000 р.:
- в крупном размере – лишение свободы сроком до 4 лет и штрафом от 100000 рублей;
- в особо крупном – до 6 лет, штраф до 1500000 рублей.
Вывод
Итак, бой с «теневым» бизнесом в России уже начался, и обязательная маркировка товаров – это не повод для панического настроения. Новшества всегда воспринимаются с опаской, но экспериментальные проекты должны выявить недостатки и показать честным бизнесменам преимущества прозрачного цифрового учета их продукции, а также навсегда вытеснить с рынка фейковые товары, замаскированные под качественную брендовую продукцию.
Пишите в комментариях, как вы относитесь к маркировочной «реформе»? И оцените статью, если она была для вас полезной : )