Малый бизнес законом определен, как предпринимательство в рамках небольших компаний и предприятий, которые функционируют сами по себе и не входят в объединения. Такой вид деятельности важен для повышения качества уровня жизни человека, активного внедрения на рынок новых товаров, повышения качества услуг и создания рабочих мест. С проявлением малого предпринимательства каждый из нас сталкивается повсеместно – магазины, кафе, парикмахерские, аптеки, маленькие производственные цеха. Благодаря небольшим размерам вложений и оборотов, субъекты малого бизнеса более приспособлены с изменениям рынка, чем крупные предприятия.
Содержание
Основные критерии
Сегодня в России к малому бизнесу относится коммерческая деятельность, осуществляемая при организации структур с определенной численностью штата и небольшим доходом.
К параметрам, по которым компанию можно отнести к этому направлению, относятся следующие ограничения:
Количество сотрудников
Численность штата для малого предприятия имеет предельное значение – не более 100 человек. Среди них выделяют компании микробизнеса, когда в работе задействовано не более 15 человек. Подсчет рабочих мест ведется за прошедший календарный год. При этом учитываются все сотрудники, в том числе и работающие по совместительству, гражданско-правовому договору, работники филиалов или обособленных подразделений.
Размер дохода
Величина прибыли фирмы имеет большое значение. Для получения или подтверждения статуса организации, которая относится к сегменту малого бизнеса, законом установлена определенная сумма:
- ограничение в 400 млн р. для компании малого предпринимательства;
- до 60 млн р., если фирма попадает под определение микробизнеса.
При этом учитывается доходность от торговли или оказания услуг без учета НДС за прошлый год, или стоимость имущества предприятия.
Статус
Если субъект малого предпринимательства является юридическим лицом, то собственная доля бизнесмена должна быть не менее 51%, остальная часть может принадлежать организациям России или иностранным гражданам, инвестиционным фондам и другим держателям акций.
Кто входит в эту категорию
Правом называться малым предприятием обладают:
- Предприниматели, занимающиеся индивидуальной деятельностью – ИП.
- Юридические лица, не входящие в объединения.
- Фермерские хозяйства.
Все они должны соответствовать вышеописанным критериям. Малое предпринимательство широко распространено во всех направлениях, поэтому и предельная численность штата у них отличается:
- в производстве – 100 ч.
- строительные фирмы – 100 ч.
- транспортные компании – 100 ч.
- сельскохозяйственные объединения – 60 ч.
- научно-техническое направление – 60 ч.
- оптовые продажи – 50 ч.
- реализация розничных товаров, обслуживание – 30 ч.
- другие сферы – 50 ч.
Характерные особенности
Малый бизнес в России отличается от западных аналогов и имеет свои отличительные черты:
- Твердая финансовая позиция организации при небольшом штате сотрудников и незначительных объемах производства.
- Деятельность осуществляется в определенном регионе и ориентируется на потребности его жителей.
- Успех функционирования в основном за счет личных связей и наработанных клиентах.
- Жесткое соперничество между конкурентами.
- Слабое использование маркетинговых инструментов, незначительные рекламные кампании, а зачастую и полное их отсутствие.
- При найме на работу предпочтение отдается кандидатам, которые имеют рекомендации знакомых.
- Низкий уровень или полное отсутствие специального образования у предпринимателей.
- По сравнению с крупными предприятиями, уровень оплаты труда ниже.
- Предпринимательская деятельность не приносит большой прибыли.
- Малые компании реже признаются убыточными по отношению к средним и крупным фирмам.
- Для организации малого бизнеса практикуется кредитование.
- Работа с поставщиками чаще всего ведется на условиях предоплаты.
- Банки неохотно кредитуют малые предприятия, несмотря на то, что предприниматели из малого бизнеса зарекомендовали себя, как надежные партнеры.
Плюсы малого предпринимательства
В основании небольшого предприятия, несомненно, есть свои положительные стороны:
Старт с минимальными вложениями
Для вхождения малого бизнеса не обязательно оперировать большими суммами. Первоначальный капитал может быть небольшим и даже скромным. В качестве стартовых инвестиций могут использоваться накопленные или заемные средства. Подъем малого бизнеса важен для экономической стабильности страны. Поэтому государство разрабатывает всяческие программы поддержки для этого направления. Кроме того, кредитные организации охотно дают в долг под небольшой процент.
Простое управление
Отсутствие большого штата сотрудников управленческого звена – дополнительное преимущество малых фирм. Отсутствие необходимости содержать и контролировать организаторов выгодно с точки зрения экономии. Обычно для управления достаточно бухгалтера и управляющего, а в некоторых случаях все эти функции выполняет предприниматель.
Хорошее качество
Организатор малого бизнеса имеет возможность лично проконтролировать процесс производства или оказания услуг, поговорить с клиентами и быстро принять соответствующие меры при необходимости. Руководителям организаций крупного масштаба трудно проследить за каждым этапом производственного процесса, а на маркетинговые исследования придется затратить дополнительные деньги.
Высокая мобильность
Для малых компаний гораздо легче быть гибкими по отношению к потребительскому спросу. На практике, если наблюдается ажиотаж в какой-либо области, предприниматель может легко сменить курс и подстроиться под новый формат. На крупном предприятии это невозможно. Чтобы открыть новую производственную линию, потребуется провести несколько собраний и получить кучу разрешений.
Государственная поддержка
Поддержка предпринимателям, стремящимся к процветанию в сфере малого бизнеса, охотно оказывается государством.
При необходимости взять кредит, банки, работающие с данным сегментом, охотно кредитуют бизнесменов по маленьким ставкам.
Крепкий коллектив
В большинстве случаев небольшое количество сотрудников формирует крепкий коллектив. Отношения среди коллег, которые друг друга знают, более доверительные.
Сплоченность положительно влияет на качество работы, в таких компаниях охотно соблюдается корпоративная этика, чего трудно добиться на предприятиях с тысячами работников.
Отсутствие прикрепленности к конкретному месту
Еще одно большое преимущество данного направления – возможность быстрой смены местоположения. Салон красоты, бар, маникюрный кабинет, при необходимости можно легко и без потерь перенести в другое место.
Чего не скажешь в отношении завода, для которого быстрый переезд вряд ли возможен.
Главные недостатки
Успешность малого предпринимательства целиком зависит от его руководителя. Ведь это он должен нанять профессионалов, вести строгий контроль над их работой, и полностью отдаваться новому делу. Только тогда компания сможет занять достойное место среди конкурентных фирм разного звена.
Конечно, малый бизнес имеет свои недостатки, что стоит учитывать еще на старте предпринимательского проекта:
Маленькие активы
Чаще всего предприниматели малого звена располагают небольшим капиталом. С одной стороны это приводит к значительным ограничениям, а с другой – вложения осуществляются только в прибыльные пункты, которые перед этим долго и тщательно обдумываются.
Конкуренция с крупными фирмами
Кроме жесткой конкуренции среди аналогичных организаций, малым предприятиям необходимо противостоять и крупным корпорациям.
Большие затраты на сырье
Крупные организации имеют возможность производить закупку сырья или комплектующих в больших объемах, получая при этом хорошие скидки. Малые предприятия не нуждаются в огромных поставках, что увеличивает себестоимость продукции.
Опасность банкротства
Переживая тяжелые экономические времена, организация может разориться в условиях кризиса. Как правило, люди начинают экономить, что приводит к снижению потребительского спроса. Это вряд ли существенно коснется фирм, занимающихся производством необходимой для жизнедеятельности товаров. Но для остальных это может стать причиной закрытия.
Советы будущим предпринимателям
В широком смысле, малый бизнес для человека – это возможность выйти на новый уровень экономической состоятельности и подняться на ступеньку выше по уровню жизни. Чтобы добиться процветания, мало большого желания, важно грамотно провести организацию предпринимательской деятельности и много трудиться.
А для того, чтобы избежать распространенных ошибок, стоит прислушаться к следующим советам:
- составьте четкий сценарий будущего дела и оформите бизнес-план;
- тщательно выбирайте нишу и работайте над качеством продукта (товара или услуги);
- выберите маркетинговую стратегию и активно применяйте ее на практике;
- не открывайте дело с друзьями или родственниками, когда придет время делить прибыль, возможно 2 варианта: у вас испортятся отношения или это негативно отразится на бизнесе;
- планируйте не только производственные процессы, но и личное время;
- мониторьте отношение потребителя к вашему продукту;
- не забывайте об экономии, сокращайте издержки, это обязательно приведет к увеличению прибыли;
- не делите клиентов на нужных и ненужных, относитесь ко всем одинаково, никогда нельзя предугадать, кому пригодится ваше предложение.
Вывод
Чаще всего малый бизнес определяется, как маленькое дело. Но в умелых руках даже небольшое начинание способно со временем перерасти на более высокий уровень. По сути, предпринимательская деятельность – это поединок, а его цель – успех, а показатель успеха – это прибыль. Поэтому, если человек обладает стратегическими и бойцовскими качествами, высокие финансовые показатели ему обеспечены, к какому бы виду бизнеса не относился его проект.
А вы когда-нибудь задумывались заняться малым бизнесом? Как вам такая перспектива? Напишите ответы в комментариях и не забудьте оценить статью!