Ликвидность – это возможность любого актива превращаться в денежные средства. О ликвидности должен знать каждый уважающий себя предприниматель, поскольку термин позволяет понять, насколько прибыльно его предприятие. Что собой представляет это понятие, как правильно рассчитать коэффициент и почему любой предмет имеет свою ликвидность, мы разберёмся в статье.
Содержание
Что это такое
Большинству россиян знакомо словосочетание «ликвидность предприятия», однако, мало кто может в деталях объяснить, что это за термин, и почему он столь важен для мира недвижимости и финансов.
Примечательно, что это комплексное понятие, которое можно применить не только к бизнес-среде. Различные товары, сырьё, помещения, автомобили так же имеют ликвидность, поэтому разобраться в сущности понятия будет полезно читателям с разным кругом интересов.
Это слово дословно переводится с латыни как «перетекающий», иными словами трансформирующийся в деньги. Ликвидность выступает некой мерой исчисления средств за определённый актив. Согласитесь, что любой предмет имеет свой срок эксплуатации и актуальность, в связи с чем, можно делать выводы о его ликвидности.
Итак, ликвидностью принято называть возможность актива быть проданным в кратчайшие сроки по актуальной цене.
Под актуальной ценой мы подразумеваем рыночную стоимость актива, востребованную здесь и сейчас. То есть, она позволяет нам понять, за какой отрезок времени, можно продать, к примеру, квартиру, но по рыночной стоимости. Чем быстрее произойдёт продажа, тем выше тот самый уровень ликвидности.
Понятие прикреплено к временным ранкам, ситуации на рынке, поэтому его показатели крайне важны для любой коммерческой сделки, а так же для ведения бизнеса. Большинство экспертов стоят на том, что необходимо периодически рассчитывать коэффициент ликвидности вашего предприятия, чтобы чётко осознавать, рентабельно ли оно, показательно и прочее.
По сути, активами может выступать любой объект, который можно продать по рыночной стоимости и согласно действующему законодательству. У различных объектов существует своя степень, зависящая от условий обстоятельств продажи актива. Так же на неё влияет и разновидность самого актива. Согласитесь, что продать личное авто куда быстрее, чем дачный участок за городом.
Для чего предприятиям подсчитывать коэффициент ликвидности? Он помогает разобраться в текущей платёжеспособности организации. При необходимости получения кредита в банке, показатель ликвидности способен повлиять на решение кредитной организации. Допустим, предприятие владеет большим количеством ценного сырья, а его склады до верха забиты товарами. Такая фирма выглядит привлекательной для инвесторов и кредиторов, поскольку она обладает активами с высоким уровнем ликвидности.
Ликвидным товаром можно смело считать тот товар, который за маленький промежуток времени может быть продан по рыночной цене. Если актив поистине востребованный, он может быть продан в течение суток, в то время как товары с низким коэффициентом продаются месяцами.
Виды
Поскольку это достаточно ёмкое понятие, оно применимо в различных сферах экономики. Далее мы рассмотрим основные виды, чтобы стало более понятно, почему важно обращаться к расчетам коэффициента.
Ликвидность предприятия
Всё больше россиян задумывается об открытие собственного дела. Желание работать исключительно на себя, а не на стороннего человека вызывает огромный энтузиазм, так как жизнь от зарплаты до зарплаты совершенно непривлекательна. Но построить с нуля и без опыта бизнес удаётся немногим. Тому виной низкий уровень понимания законов рынка, а так же важных аспектов, которые формирует правильную концепцию ведения предпринимательской деятельности.
Что собой представляет ликвидность предприятий? Один из важнейших показателей, о которых стоит знать начинающему бизнесмену. Ликвидность предприятия представляет собой возможность погашения задолженности за счёт активов, принадлежащих к одной группе объектов. О чём идёт речь?
Дело в том, что любое коммерческое предприятие имеет активы, находящиеся в обороте (это получаемая денежная прибыль, сырьё, расходуемое в процессе производства товара и прочее), а так же активы долгосрочные (к ним относится помещение предприятия, ресурсы, товар, находящийся на складе). Так вот ликвидность предприятия будет выражаться в грамотном соотношении этих групп активов.
Соотношение доходов компании, и её расходов напрямую влияет на ликвидность. Чем больше активов находится в распоряжении компании, тем лучшее для неё самой, в этом выражается её востребованность. Организациям крайне важно не только производить расчеты коэффициента, но и внедрять курс на повышение. За счёт чего можно повысить ликвидность?
- Применение инновационных технологий с последующей модернизацией производства существенно влияет на степень;
- Политика, направленная на урезание стороннего инвестиционного вмешательства, так же повышает коэффициент;
- Руководству предприятия важно формулировать долгосрочные цели и формировать стратегическое направление;
- Налаживание механизма производственного процесса, а так же финансовой и дисциплинарной отрасли влечёт за собой повышение ликвидности.
Ликвидность рынка
Рыночный вид заключается в поддержании уровня цен, в процессе купли-продажи. Её суть заключается в том, чтобы при смене спроса и предложения не происходили сильные перегибы и колебания на рынке.
Эксперты считают, что ликвидность рынка напрямую связана с притоком новых покупателей.
О каком рынке можно судить, что он ликвиден? Здесь происходит огромное количество сделок купли и продажи, и в нём обязательно должны фигурировать высоколиквидные активы. Можно смело утверждать, что какими бы ни были объёмы покупок и операций по продаже активов, они не способны в значительной степени повлиять на колебание курса.
Общепринятая единица ликвидности для рынка получила название «чёрн», и любой ликвидный рынок стартует с отметки в 15 единиц.
Ликвидность бумаг
В отличие от рынка, где количество сделок по купле-продаже значительно не влияет на колебание общих процессов, фондовый рынок зависим от количества совершённых сделок.
Ликвидность ценных документов выражается в большом количестве сделок при минимальной разнице между предельной стоимостью заявок на приобретение активов и стартовой ценой заявок на их реализацию.
Ликвидность денежных средств
Пожалуй, именно такой объект как деньги считается наиболее ликвидным. Когда мы говорим о деньгах, мы подразумеваем сохранение их номинальной стоимости, а так же возможности осуществления платежей. Однако не стоит полагать, что деньги в любом случае всегда будут успешно обменяны на любой товар. На их оборот внутри конкретной системы и даже отдельной страны влияют Центральные банки. Они имеют полномочия уменьшать или увеличивать количество средств, находящихся в резерве.
Ликвидность банка
Ещё один пример, который необходимо рассмотреть касается банка.
В СМИ всё чаще можно узнать, что какой-то из популярных банков теряет свою ликвидность, что существенно отражается на его престиже. Каким образом происходит процесс понижения ликвидности банковских организаций?
Всё дело в том, что любой банк начинает свою работу, имея определённую сумму денег. Далее эта по частям сумма выдаётся заёмщикам под проценты. Как только очередной клиент берёт взаймы у банка, его депозит уменьшается. Так вот в том случае, если количество денег в хранилище банка существенно уменьшилось, есть вероятность того, что банк не сможет вернуть средства владельцам депозитов. Чтобы стабилизировать ситуацию, руководство банка имеет право обратиться в Центральный банк, повысив, таким образом, коэффициент.
Как считать коэффициент
Теперь мы подошли с вами к самому главному моменту – расчёту коэффициента. Эти знания крайне важны для всех предпринимателей, которые желают успешно вести свой бизнес и развиваться.
Чтобы рассчитать ликвидность, необходимо иметь показатели размеров активов, а так же размер тех обязательств, которые интересуют исследователя.
Эксперты на сегодняшний день выделяют не менее 20 различных показателей, фигурирующих в формулах по расчёту коэффициента, но мы не будем останавливаться на каждом из них. Достаточно иметь представление о трёх базовых показателях ликвидности:
- Текущая;
- Быстрая;
- Абсолютная.
Рассмотрим коэффициент текущей ликвидности:
Коэф. текущей ликвидности = (Средства, находящиеся в обороте – Долги учредителей)/ Краткосрочные траты.
По сути, текущая ликвидность выражается в возможностях компании выплачивать собственные долги при помощи тех средств, что находятся в обороте. К примеру, компания по производству деревянной мебели стабильно получает средства от продажи товара, и их вполне хватает не только на базовые расходы, но и на обязательную оплату задолженностей. Оптимальным, в данном случае, считается показатель от 1,5.
Коэффициент быстрой ликвидности помогает понять, может ли компания выплатить все долговые обязательства в том случае, если возникнут перебои с продажей производимого товара. Формула выглядит следующим образом:
Коэф. быстрой ликвидности = (Текущие активы компании – Запасы предприятия)/Текущие обязанности.
Предположим, разница между текущими активами и запасами составляет 3 000 000 рублей, а сумма, необходимая на погашение текущих обязательств, равна 2 600 000 рублей.
Имеем: 3 000 000/2 600 000 = 1,1.
Абсолютная позволяет понять, какую часть задолженностей фирма готова погасить в кратчайшие сроки. Формула выглядит следующим образом:
Коэф. абсолютной ликвидности = (Деньги + Кратковременные инвестиции)/Текущие расходы.
Если у компании дела идут неплохо, то коэффициент не опустится до критического минимума в 0,2. К примеру, на счету компании есть 800 000 рублей, а дополнительные инвестиции составляют 100 000 рублей. На налоги приходится 350 000 рублей, а так же необходимо выплатить сотрудникам заработную плату в общей сложности на 110 000 руб.
Имеем: (800 000 +100 000)/(350 000 + 110 000) = 1,9. Получается, что абсолютная ликвидность предприятия равна 1.9, что является хорошим показателем для организации.
Отличия
Возможно, по ходу прочтения материала у вас сложилось впечатление, что ликвидность крайне напоминает рентабельность. Действительно, многие новички путают эти понятия, но они совершенно разные. Ещё одно понятие, которое приравнивают к ликвидности – платёжеспособность. Пришло время разобраться в существующих отличиях между терминами.
Из всего сказанного выше понятно, что ликвидность является процессом трансформации активов в деньги за короткий промежуток времени. Платёжеспособность — комплексное понятие, характеризующее возможность объекта погашать расходы при помощи имеющихся активов. Как раз таки уровень ликвидности активов и влияет на платёжеспособность организации или конкретного человека, поэтому термины взаимосвязаны.
Рентабельность же является показателем того, насколько грамотно объект распоряжается своими активами. Рентабельность становится инструментом для оценки прибыльности инвестиций.
Советы
- Любой предприниматель, независимо от рода деятельности, должен ознакомиться с этим понятием и уметь рассчитывать коэффициент;
- Ликвидность можно повысить, применив ряд эффективных мер по реорганизации компании, внедрения новых технологий, совершенствованию управленческого аппарата и прочее;
- Постоянный мониторинг коэффициента позволяет избежать в дальнейшем грубых ошибок, а так же сменить тактику компании, переосмыслить ценности и сформировать новые долгосрочные цели;
- Показатель применимы для различных сфер, вплоть до процесса продажи личного автомобиля или загородного дома;
- Знания о ликвидности необходимы всем, кто желает достичь благосостояния.
Вывод
Ликвидность позволяет более эффективно заниматься ведением бизнеса, а так же управлением собственными финансами. Крайне важно разбираться в показателях всем, кто владеет бизнесом или желает в дальнейшем открыть собственное дело. Знания о ликвидности помогают выгодно продать активы, а так же избавиться от тех активов, которые в дальнейшем не принесут желаемого дохода.
«Как вы считаете, насколько важно современному предпринимателю уметь рассчитывать коэффициент ликвидности? Считаете ли вы изложенный материал интересным? Оставляйте комментарии и не забудьте поставить оценку статье!».