Статистика показывает, открыть ресторан — прибыльное дело, если грамотно учтены все нюансы. Россияне хоть и экономят на еде вне дома, но полностью не отказывают себе в походах в ресторан. В ресторанном деле из мелочей складывается картина, которую видит гость, поэтому важно определиться с типом заведения, концепцией и найти свободную нишу.
Содержание
Своё дело
Первый шаг на пути к открытию ресторана – проведение анализа рынка. В рамках маркетингового исследования стоит определить, есть ли конкуренция и спрос в выбранном регионе.
Так получится понять, целесообразно ли ведение бизнеса в нише общественного питания. Работа начинается с написания бизнес-плана, подбора формата заведения, а уже потом решается вопрос с дизайном помещения, меню и пр.
Виды
Перед тем, как открыть ресторан, стоит ознакомиться с их типами:
- Рестораны со средним чеком на гостя до 500 рублей относятся к категории эконом и распространены в небольших городках.
- Обед в заведении бизнес-класса стоит в среднем 1500 рублей;
- Престижные рестораны предлагают гостям изысканные блюда и редкие коллекционные вина. Средний чек здесь достигает 1500 долларов;
Ресторан эконом класса
Кафе – заведение, в котором посетители заказывают кофе и другие напитки, пирожные и легкие закуски в небольшом количестве.
Стоимость открытия кафе зависит от региона, но в среднем начальные расходы выглядят так:
- Аренда помещения – 60 тыс. руб.;
- Ремонт и закупка мебели – 200 тыс. руб.;
- Приобретение оборудования – 400 тыс. руб.;
- Подготовка документации, прохождение проверок, регистрация бизнеса – 25 тыс. руб.;
- Рекламная кампания на старте — 50 тыс. руб.;
- Закупка продуктов – 79 тыс. руб.
Итого не менее 850 тысяч рублей, не считая суммы ежемесячных обязательных расходов. Уровень рентабельности – 43%, инвестиции окупаются за 2-2,5 года. Мини-кафе с площадью 50 м2 потребует капитал в 1,5-2 миллиона рублей, для заведений на 100 м2 инвестиции на открытие ресторана увеличиваются до 4 миллионов рублей.
Ресторан бизнес-формата
В подобных заведениях за разумную цену гость получает профессиональное обслуживание, оригинальный, проработанный дизайн и продуманное меню. Средний чек здесь колеблется в рамках 1500-2000 рублей.
В бизнес-план входят расходы:
- На оформление документов. От 25 тыс. руб.;
- Перепланировка и ремонтные работы. От 1 млн. руб.;
- Закупка продуктов, напитков. От 100 тыс. руб;
- Закупка мебели и предметов интерьера. От 1,5 млн. руб.;
- Найм персонала, дизайнеров и рекламщика. От 500 тысяч руб.
Итого для открытия среднего сегмента надо не менее 4 миллионов рублей.
К ежемесячным тратам относят:
- Около 150 тыс. руб. на оплату аренды;
- 300 тыс. руб. на заработную плату персонала;
- 100 тыс. руб. на рекламу и продвижение;
- 100 тыс. руб на продукты и напитки;
- 50 тыс. руб. на другие эксплуатационные расходы.
Рентабельным считается заведение, способное окупиться за 2-3 года с даты открытия. Срок окупаемости и рост среднего чека после открытия прямо зависит от качества обслуживания, атмосферы в ресторане, отзывов клиентов.
Открытие элитного ресторана
Если ориентироваться на гостей высокого достатка, вложения вырастают. Процесс завоевания репутации и признания длительный, гости элитных мест требовательны и капризны.
В базовые расходы для открытия ресторана входят:
- Регистрационные траты – от 25 тыс. руб.;
- Разработка дизайнерского проекта для ресторана – 500 тыс. руб.;
- Ремонт – миллион рублей;
- Закупка оборудования для кухни – от 2 млн. рублей;
- Обустройство зала, покупка стульев, мебели, столовых приборов и пр. – миллион рублей;
- Формирование меню – 20 тыс. руб.;
- Поиски персонала, наем профессиональных поваров – не менее 700 тыс. руб.;
- Ежемесячная закупка сырья – от 300 тыс. руб.;
- Прочие расходы – 850 тыс. руб.
В среднем сумма стартовых инвестиций начинается от 8-9 миллионов рублей без учета стоимости аренды. Открыть ресторан премиум-сегмента целесообразно в крупных городах типа Москвы или Санкт-Петербурга.
Плюсы и минусы
Деятельность в сфере ресторанного бизнеса способна приносить ощутимую прибыль. Выгоды очевидны:
- Спрос потребителя на услугу растет. Популярностью пользуются рестораны здоровой кухни, суши-бары, кафе-кондитерские, бургерные, рестораны для детей и пр.;
- Высокая наценка на готовые блюда способствует окупаемости и высокой рентабельности;
- Работает сарафанное радио. Нет ничего лучше довольного гостя, который возвращается в ресторан и рекомендует его друзьям.
Вместе с тем есть и минусы:
- Желательно разбираться в еде. В крайнем случае на должность дегустатора придется нанять специалиста;
- Бюрократические проволочки. Чтобы открыть ресторан, требуется много сил и времени уделить сбору документов и даже после открытия придется сталкиваться с проверками;
- Собственник принимает прямое участие в бизнес-процессах;
- В среднем для старта необходимо от 4 миллионов рублей.
Избежать рисков можно, если грамотно все спланировать.
Документы
Открытие ресторана невозможно без сбора пакета документов и с точки зрения трудозатратности этот бизнес самый сложный. Для начала потребуется зарегистрироваться, оптимальной формой станет ООО.
Дополнительно необходимы:
- Свидетельство ИНН и ОГРН предпринимателя;
- Сертификаты на соответствие СЭС;
- Заключение Роспотребнадзора;
- Копии заключенного с пожарной службой и СЭС договоров;
- Поставить на учет кассовый аппарат, получить в ФНС свидетельство;
- Договор с компаниями, выполняющими дезинсекцию и дератизацию;
- Договор аренды и копии трудовых договоров с сотрудниками;
- Если в продаже алкоголь – лицензию на торговлю спиртными напитками;
- Составить ассортимент, отнести на утверждение в СЭН.
Львиная доля документов для открытия ресторана оформляется уже после заключения договора аренды помещения.
Сколько можно заработать
В год открытый ресторан может приносить владельцу 70-200 тысяч долларов прибыли, после окупаемости.
Ресторан для среднего класса, расположенный в правильно выбранном месте, может приносить до 350 тысяч долларов. Некоторые эксперты считают, что это не предел, и прибыль легко достигнет полумиллиона при инвестициях в 200-250 тыс.
Элитный ресторан в центре города может приносить в среднем 800 тысяч долларов и даже больше – вплоть до миллиона, хотя и сумма вложений тоже внушительная. Таким образом открытие ресторана станет прибыльным делом, если все грамотно сделать.
Поставщики
Вопрос организации бесперебойной доставки продуктов для ресторатора стоит на первом месте. Даже у надежного поставщика возникают непредвиденные обстоятельства, что приводит к срыву сроков. Чтобы обезопаситься от подобного сценария, для каждой группы товара лучше найти отдельного поставщика и парочку иметь в запасе.
Поставщика в процессе открытия ресторана выбирают по доступности сырья, специфике работы, затратах на доставку и стоимости продукции. Рекомендуется проанализировать, с какими поставщиками работают лидеры рынка и положиться на этот выбор. Осталось только оговорить условия сотрудничества, и заключить договор. Наличие личного менеджера на связи – приятный бонус.
Ресторанное меню
Следующий этап открытия ресторана – формирование меню. Оно должно быть оригинальным, отвечать тематике и выбранной ценовой категории.
В процессе учитываются нюансы:
- Разнообразие, плюс новые позиции и сезонные предложения;
- Учет желаний гостей заведения. Историю заказов пересматривают, удаляя и заменяя не востребованные блюда другими.
- Соблюдается вариативность, это способствует равномерному использованию продуктов питания.
Поиск и аренда помещения
В среднем в Москве стоимость месячной аренды стартует от 600 тысяч рублей по данным Циан (в пересчете на год в среднем от 25 тысяч рублей за м2). На выбор места влияет концепция ресторана. Оптимальный вариант, где открыть ресторан – в помещении, где уже располагалось заведение общепита. В таком случае оно уже отвечает нормам относительно наличия водопровода, вытяжки, канализации и прочее, так что на подготовительные работы уйдет меньше времени.
К помещению выдвигаются ключевые критерии:
- Средняя площадь 100 м2;
- Подведенная канализация;
- Горячая и холодная вода;
- Новая проводка, выдерживающая нагрузки;
- Наличие склада и вспомогательных помещений.
Дополнительные критерии изложены в СанПиН.
Закупка мебели и оборудования
От качества используемых инструментов и оборудования прямо зависит качество еды.
Чтобы открыть ресторан с нуля, потребуется закупить:
- Хлебопечка, духовка, фритюр, печи и другие;
- Морозилки, холодильники;
- Посудомоечные машины;
- Кофемашину;
- Кухонные комбайны, миксеры;
- Машинки для замешивания теста, формы для выпечки и другие.
Оборудование подбирается в зависимости от концепции ресторана и предложенного меню. Базовая комплектация стоит от 300-500 тысяч рублей. Можно сделать выбор в пользу б/у оборудования, что уменьшит затраты, но есть риски внеплановых поломок.
Дополнительно в зал ресторан закупается мебель, барная стойка, посуда и столовые приборы, терминал для оплаты банковскими картами и кассовый аппарат. Устанавливается охранная система и камеры наблюдения.
Тонкости найма персонала
В первую очередь необходим управляющий, в обязанность которого входит контроль за ведением бухгалтерии и пиар-кампании, подбор персонала в штат, а также его задача – решение повседневных проблем в работе ресторана.
Требуется найти работника, понимающего специфику, поэтому выбор стоит сделать в пользу человека с профильным образованием и опытом.
Выбор шеф-повара зависит от направленности заведения. В любом случае он должен уметь готовить простые и сложные блюда, обращаться с оборудованием, обязателен опыт работы и рекомендации с прошлых мест. Большое значение имеет характер соискателя и лидерские качества.
Если вы решили открыть ресторан, на 40-50 посадочных мест, необходимы:
- 4 официанта для посменной работы;
- 4 повара и шеф;
- Уборщица и посудомойка;
- Администратор зала;
- Бухгалтер нанимается на аутсорс.
Ввиду работы без выходных администратору потребуется составить посменный график для сотрудников. Весь персонал в обязательном порядке предоставляет медицинские книжки и регулярно проходит обследование, обязателен опыт работы.
Рекламная кампания и PR
Если вы задумываетесь, как открыть ресторан, вам стоит озаботиться рекламой. В первую очередь потребуется разработать собственный уникальный стиль, оформить вывеску заведения и придумать логотип. Работу следует доверить профессионалам, в среднем стоимость их услуг – от 50 тысяч рублей.
Анонсируйте дату открытия, проинформируйте об этом потенциальную аудиторию в социальных сетях. Ведение сайта и страниц ресторана в социальных сетях – обязательно. Предлагайте клиентам оставлять отзывы о ресторане в vk или instagram. Это позволит увидеть ресторан со стороны, выделить слабые стороны и исправить ошибки.
Среди простых и эффективных каналов продвижения: ролики в кинотеатре, рекламные баннеры и вывески, раздача листовок, реклама в СМИ и на радио. Постоянным клиентам предлагают акции или клубную карту, дающую некие привилегии.
Итоги
Порядок действий открытия ресторана включает в себя ряд больших этапов. Придется научиться разбираться в специфике ресторанного дела и сопутствующих мелочах. Чтобы получать от миллиона рублей в год, одной уникальной идеи недостаточно, необходима качественная ее реализация. Только тогда клиенты захотят вернуться.