Предприниматели интересуются, как открыть кафе и сделать его прибыльным. Ресторанный бизнес всегда приносит ощутимые доходы, но только при условии его правильной организации. Кафе, в отличие от ресторана, требует меньше стартового капитала, убыточным его может сделать только изначально неправильный подход.
Содержание
Основные моменты
Существует несколько вопросов, на которых следует заострить внимание перед открытием кафе. К ним относят:
- Первоначальный бизнес-план – включает определение будущих услуг и ассортимента продукции. Он поможет выяснить, какой тип кафе можно открыть в регионе проживания и какая первоначальная сумма капитала потребуется.
- Определение месторасположения – гостиницы, развлекательные, торговые и спортивные центры, любые точки массового посещения будут лучшим вариантом для выбора.
- Объем стартового капитала – количество свободных денежных средств помогает определиться с формой обслуживания в заведении. Некоторым доступна система самообслуживания, другим – классический вариант с официантами.
- Сезонность – места общественного питания разделяют на два вида: постоянный, с круглогодичным функционированием, и временный, работающий исключительно в теплое время года.
Открыть кафе – кропотливый труд, не терпящий поспешности. Правильная расстановка приоритетов поможет быстрее вернуть вложенный капитал, завоевать место на рынке сбыта.
Виды
Существует большое количество вариантов кафе, простейшие из них представлены:
Летним мини-кафе – несколько столиков около небольшой торговой точки. Расходы на такое заведение минимальные, специализированных разрешений на работу предприятия не нужно – в нем не будет собственной кухни. Основная экономия – отсутствие большого количества обслуживающего персонала, достаточно найма одного продавца.
В меню подобного заведения входят холодные закуски, прохладительные напитки, простейшие бутерброды. К серьезным недостаткам торговой точки относят:
- сезонность – она работает только в летний период, располагается возле павильона с пивом, мороженым и чипсами;
- необходимость получения разрешения от местных властей;
- невозможность использования в качестве самостоятельного бизнеса;
- привлечение нежелательного контингента к кафе.
Несколько столиков с тентом обойдутся в 20-40 тысяч рублей. Если летнее кафе располагается на оживленном месте, то недельная выручка будет равна затратам на его организацию.
Кафе самообслуживания или тайм-кафе – обойдется при открытии дешевле, чем классический вариант. Для организации торговой точки потребуется от 850 тысяч до 1,5 миллиона рублей. В стартовый капитал входит:
- получение разрешение и регистрация;
- аренда на три месяца и ремонт помещения;
- оборудование, зарплата работникам;
- приобретение кофе, чая, кондитерских изделий;
- расходы на рекламу.
При организации антикафе на 50 посадочных мест ежемесячная выручка составит около 350 тысяч рублей. Основная стратегия заведения – почасовая плата за посещение, напитки и сладости предоставляются бесплатно. Сроки окупаемости варьируют от 12 до 18 месяцев.
Классическим кафе – сумма первоначального капитала зависит от объема помещения:
- При 30-50 м2 – от 1,5 до 2 миллионов рублей;
- При 100 м2 – с 60 посадочными местами и детским уголком от 3 миллионов рублей.
Средние сроки окупаемости варьируют от полутора до трех лет, в зависимости от первоначальных вложений. Хорошо разрекламированное заведение обеспечивает планируемые выручки через 3-4 месяца работы.
Документы для открытия
Любое предприятие, включая кафе, требует регистрации в государственном реестре по малому бизнесу.
Для открытия заведения общественного питания следует собрать список документов:
- договор об аренде или на право собственности помещения, где будет размещаться торговая точка;
- разрешение от пожарной службы – особое внимание МЧС привлекают здания, недавно введенные в эксплуатацию или прослужившие длительный срок;
- допуск от Санэпидемстанции – выдается за 10 суток до открытия, при условии подготовки всей остальной документации.
Вторичные документы представлены:
- лицензией на ассортимент;
- свидетельством о регистрации частого предприятия;
- договорами на вывоз отходов, ежемесячную протравку грызунов и насекомых, услуги прачечной и прочее;
- санитарными книжками – должны быть не только у персонала, но и у предпринимателя;
- патент на торговую деятельность в органах местного самоуправления – при помещении объемом меньше 50 м2.
В обязательный список документов входит технологическая карта рецептов всех входящих в меню блюд, правильно оформленный уголок покупателя с доской для объявлений и книгой жалоб и предложений. Для открытия кафе необходимо выбрать правовую форму предприятия. Владелец может регистрироваться:
- как индивидуальный предприниматель или ИП;
- общество с ограниченной ответственностью или ООО.
Если площадь кафе не превышает 150 квадратных метров, то логичнее будет оплачивать единый налог по определенной государством ставке.
Аренда помещения
К положительным сторонам арендованного помещения относят:
- возможность перемещения предприятия в другое здание – при недостаточной торговле перенос позволит избежать значительных потерь денег;
- отсутствие необходимости крупных вложений в строительство собственного здания.
Стоимость аренды напрямую зависит:
- От месторасположения будущей торговой точки;
- Общего состояния помещения;
- Наличия парковки или ее отсутствия;
- Этажа, занимаемого помещением;
- Исторической ценности здания;
- Проходимости людей.
Аренда помещения при открытии кафе в Москве обойдется от тысячи рублей за квадратный метр. Современные здания с полным ремонтом (предварительной подготовкой для заведения общественного питания) и парковочными местами отличаются высокими ценами – до 5 тысяч рублей за метр квадратный.
Итоговая стоимость зависит от объема занимаемой площади:
- 50 м2 – от 50 до 250 тысяч рублей%;
- 100 м2 – от 100 до 500 тысяч рублей;
- 150 м2 — от 150 до 750 тысяч рублей.
Цена варьирует в соответствии с состоянием помещения. Убитые здания, требующие серьезного ремонта, можно арендовать и дешевле, но на их подготовку придется вложить крупные суммы.
Специалисты обращают внимание начинающих предпринимателей на основной критерий аренды – наличие постоянного потока людей. Оценка проводится в периоде от 9 до 22 часов, на получение актуальной информации придется потратить несколько дней.
Контракт на аренду лучше подписывать с юристом или после его консультации. Это поможет обратить внимание на все нюансы договора, избежать двояко трактующихся пунктов.
Сотрудники
Подбор персонала относится к важным подготовительным процедурам перед открытием кафе. Необходимо составить примерный портрет будущего кандидата на должность сотрудника, продумать планы по отбору. После составления списка вопросов и определения сроков стажировки можно давать объявления о вакансиях в социальных сетях, интернет-изданиях и тематических сайтах.
Во избежание постоянного воровства и хищений требуется контроль деятельности работников. Хороший коллектив собирается не за один день – все предприниматели проходят долгий путь с ошибками по выбору сотрудников. Лучшей мотивацией для работника является премия, дополнительный выходной или бонусы.
В заведении обязательно должна быть комната отдыха – наплевательское отношение к персоналу негативно отзовется на работе и отношении к клиентам.
Автоматизированная система работы кафе для начинающих предпринимателей позволяет отслеживать финансовое состояние в реальном режиме, определять факты хищений, сократить повседневные расходы.
Если точка общественного питания связана с национальной кухней, то шеф-повар должен присутствовать с начала работы заведения. Расходы на заработную плату сотрудников зависят от штатного расписания:
- Обычный повар – от 20 тысяч рублей;
- Персонал, обслуживающий посетителей – от 15 тысяч рублей;
- Администраторы – от 35 тысяч рублей.
Проверка сотрудников осуществляется путем обращения к предыдущему работодателю.
Для снижения статьи расходов любому кафе требуется помощь опытного шеф-повара. Специалист поможет составить необходимое количество технологических карт, распишет общее меню. Остальные повара занимаются приготовлением пищи по готовым лекалам, что позволяет снизить потери.
Меню
При подготовке к открытию собственного кафе следует уделить внимание следующим нюансам при составлении меню:
- Концепции заведения;
- Предпочтений в еде в регионе проживания;
- Оптимальной цены за стандартный заказ для целевой аудитории.
Практически половина населения Российской Федерации жалуется на небольшое разнообразие блюд в различных точках общественного питания.
Слишком большое меню только кажется заманчивым, на деле оно приносит больше проблем, чем дохода.
К минусам обширных списков предлагаемых блюд и напитков относят длительное время, которое тратит клиент на изучение ассортимента и стоимости. Проблема с выбором блюд приводит к консультации с обслуживающим персоналом и последующему снижению скорости доставки заказов на столики.
Оптимальным вариантом специалисты считают средний объем меню, снабженного качественными фотографиями. Выпуск потребует некоторых материальных затрат, но улучшит качество обслуживания потенциальной клиентуры. Посетители, получив его на руки, будут иметь общее представление о входящих в состав продуктах, внешнем виде блюда и особенностях его сервировки.
Многие посетители хотят делать заказы через специальные программы на планшете. Идея прекрасна, но больше подходит для ресторанов быстрого питания или элитного класса. Для открытия подобной услуги понадобится создание специализированной электронной базы заказов и оборудование каждого столика планшетом с программой. Практика некоторых заведений показала, что небольшие кафе и бары не получают ожидаемой выгоды от таких нововведений.
К особенностям требований целевой аудитории специалисты ресторанного бизнеса относят:
- Наличие в кафе отдела по доставке готовых блюд в офис или на дом к клиенту;
- Улучшенный сервис обслуживания;
- Дополнение в форме специального меню для малышей;
- Возможность посещения заведения вегетарианцами;
- Получение нестандартно больших порций.
Все вышеуказанные требования нужно учитывать при открытии торговой точки.
Среднестатистические данные показывают частоту посещений гражданами Российской Федерации мест общественного питания:
- 35% — в обеденный перерыв;
- 21% — с 2 до 4 часов дня;
- 18% в вечернее время;
- 17% — в утренние часы.
Эти данные необходимо учитывать во время разработки меню. Экономные блюда нужно готовить на время обеда, в остальное время можно использовать пользующиеся спросом среди посетителей.
Оборудование
Затраты на посуду, мебель и специальное оборудование зависит от вида кафе. Стоимость на один и тот же вид может значительно отличаться, предприниматель должен ориентироваться на концепцию заведения.
Список необходимых для нормальной работы торговой точки вещей (за одну единицу товара) представлен:
- стульями – от 950 до 21 тысячи;
- барными стульями – от 1300 до 24 тысяч;
- креслами – от 3300 до 61 тысячи;
- диванами – от 7650 до 540 тысяч;
- барным столиком – от 5,2 до 66 тысяч;
- столиком из дерева – от 8,4 до 44 тысяч;
- стеклянным столом – от 3,7 до 38 тысяч;
- комплектами из стола и 4 стульев – от 10 до 50 тысяч;
- напольной вешалкой – от 2,5 до 35 тысяч;
- зеркалом – от 2 до 49 тысяч рублей.
Кроме интерьерных предметов при оборудовании кафе используют:
- блендеры – от 4 до 33 тысяч рублей;
- витрины – от 17 до 243 тысяч;
- кофемашины – от 42,5 до 185 тысяч;
- миксеры – от 5,5 до 77 тысяч рублей;
- соковыжималки – от 5,2 до 88 тысяч;
- барные холодильники – от 11 до 25;
- холодильные шкафы – от 67 до 144 тысяч;
- печи для пиццы – от 50 до 80 тысяч рублей;
- электрические плиты – от 35 до 267 тысяч;
- посудомоечные машины – от 88 до 144 тысяч.
Мелкие предметы: чашки, стаканы, салатники, тарелки, столовые приборы, формы для запекания и сковороды приобретаются комплектами.
Плюсы и минусы
К положительным сторонам бизнеса относят:
- Высокий спрос среди населения;
- Интересную и прибыльную деятельность;
- При правильном подходе к вопросу кафе начинает приносить стабильный доход.
Отрицательные моменты собственного заведения общественного питания представлены:
- Воровством – при приеме новых сотрудников невозможно угадать их наклонности и предпочтения;
- Необходимость установки камер видеонаблюдения – дополнительные расходы окупятся за счет снижения количества хищений;
- Постоянным соблюдением нормативов Санэпидемстанции, МЧС, налоговой службы (проведение всех заказов через кассу) – ошибки персонала могут стать причиной серьезных штрафов;
- Сложности с поиском надежных поставщиков.
Конкуренция мешает быстрому развитию бизнеса и возвращению стартового капитала в короткие сроки.
Затраты на рекламу
Отдельным пунктом выделяется необходимость привлечения клиентуры путем рекламных ходов.
Первичная реклама – это хорошо оформленная вывеска. Большинство предпринимателей предпочитает световые варианты, которые хорошо видны при любом освещении. Стоимость зависит от размеров, изготовление обойдется в 30-50 тысяч рублей. Можно попробовать обратиться в компании за smm продвижением вашего кафе.
Вторичная реклама не требует крупных затрат:
- листовки – раздаются возле заведения, разбрасываются по почтовым ящикам рядом расположенных домов;
- объявления в социальных сетях;
- создание собственного сайта в интернете.
Исследования показали, что половина целевой аудитории перед посещением кафе изучает предлагаемую продукцию, цены и время работы на личной веб-странице заведения. Создание сайта или группы в социальных сетях специалисты относят к важному и обязательному шагу.
От интерьера страницы зависит первое впечатление и дальнейшая заинтересованность потенциальных клиентов. На ней указывают не только стоимость блюд и подробное меню, но и способ проезда к заведению, информацию об акциях и скидках. Развлекательные мероприятия, активная реклама, высокая культура обслуживания и стимулирующие призы позволяют мотивировать клиентуру на посещение кафе.
Вывод
Точной информации о стартовом капитале для открытия кафе не существует. Можно рассчитать только примерные суммы вложений, которые зависят от типа заведения, его месторасположения, количества посадочных мест и личных желаний владельца.
Минимальный бюджет не является причиной отсутствия успеха у предприятия. Популярность заслуживается нестандартностью, высоким качеством блюд и напитков, слаженной работой обслуживающего персонала. Кафе дает не только возможность поесть, оно должно создавать иллюзию домашнего уюта, вызывать у посетителей положительные эмоции.
При недостаточном стартовом капитале начинающие предприниматели могут открыть кафе по франшизе, завоевать популярность у потенциальной аудитории при помощи имени известного бренда. Помощь материнского предприятия позволит разобраться в тонкостях бизнеса, избежать краха из-за неправильно составленного бизнес-плана.