Открытие автосервиса – перспективный бизнес. Типы автосервиса с расчётом доходности, список необходимого оборудования, плюсы и минусы этого вида бизнеса, а так же перспективы собственного СТО.
Содержание
Про автосервисы
По данным «Автостата», на 2018 год в России было зарегистрировано более 42,8 миллионов автомобилей. Количество пунктов автосервиса, по подсчётам того же аналитического агентства, достигает всего 76 тысяч. Причём расположены они неравномерно.
Если Московская область и окрестности Санкт-Петербурга могут похвастаться в общей сложности более чем 16 тысячами СТО, то ряде регионов зарегистрировано около 400 автосервисов (например, Псковская и Новгородская области).
При тщательном планировании и проработанном бизнес-плане эта ниша может приносить владельцу высокий доход.
Типы
На рынке представлены четыре основных типа автосервисов. Подробней о каждом из них.
- Специализированные или авторизированные сервисы. В сферу их услуг входит ремонт машин определённого производителя. Так, например, авторизированный центр технического обслуживания Nissan не будет обслуживать автомобили Hundai. Как правило, они связаны договором с официальным дилером марки на территории России, а сотрудники проходят профессиональное обучение. Открываются подобные сервисы дилерами или производителями автомобилей.
- Сетевые СТО. Несколько точек по городу, области, стране. Открытие сети предприятий по авторемонту требует десятков миллионов рублей инвестиций и для новичка в сфере техобслуживания открытие сети автосервисов — задача непростая.
- Открытие автосервиса по франшизе. На примере сети «Вилгуд», первоначальные инвестиции составят около 5,5 миллионов рублей, куда входят аренда, оборудование, ремонт помещения, закупка деталей и так далее. Срок полной окупаемости составляет 15 месяцев. Оборот за месяц в среднем равен 4 миллионам рублей.
- Частные «гаражные» мастерские. Работают 1-2 сотрудника, как правило, нет хорошего оборудования, а качество ремонта зависит от навыков конкретных людей. Затраты на открытие подобной мастерской в собственном гараже достаточно низки – 30-50 тысяч рублей. Прибыль в первые месяцы тоже невелика: 20-40 тысяч. Однако при грамотном управлении может достигать в дальнейшем 100-150 тысяч рублей, с помощью которых можно расширить дело. Окупаемость – от 2 месяцев до года.
- Одиночный автосервис. Самый распространённый вариант. За счёт достаточно большой площади (от 80м2) и качественного оборудования есть возможность проведения ремонтных работ широкого профиля и одновременной работы с несколькими машинами.
Затраты на оборудование автосервиса в арендуемом здании 700 м2, рекламу и закупку расходных материалов и оплату ежемесячных затрат на первый месяц – около 4 миллионов рублей.
При средней прибыли 4000 с клиента и обслуживании 16 человек в день, оборот в месяц составит 1920000 рублей, что позволит окупить предприятие за 1-3 года.
Оборудование
Закупка оборудования – самый дорогостоящий пункт для предпринимателя, думающего, как открыть автосервис. Здесь представлен минимальный список оборудования, которое будет необходимо для работы сервиса любого типа.
- Аппаратура для диагностики (измерительные приборы, сканеры и тд) — около 80 000 рублей.
- Двухстоечный подъёмник. Количество подъёмников определяет число клиентов, которых можно обслуживать одновременно. 2 подъемника обойдутся — 300 000 рублей.
- Несколько электрогидравлических подъемников — 172 000 рублей.
- Стенд для сход-развала (для грузовых и легковых авто) — 1 000 000 рублей.
- Станки для осуществления монтажа шин и балансировки колёс — 300 000 рублей.
- Системы пневматического питания — 200 000 рублей.
- Оборудование для: промывки топливной системы, замены масла, покраски, рихтовки, сварки — 150 000 рублей;
- Мелкий инструмент: рем. комплекты, ножовки, ключи, пассатижи и так далее — 100 000 рублей.
Мебель для сервиса и склада
Сложно представить себе хороший автосервис без эффективной организации хранения запчастей и оборудованных мест для сотрудников.
Для организации склада и рабочего пространства понадобятся следующие позиции:
- Стеллажи металлические для хранения запчастей и с выдвигающимися полками или ящиками для рабочего пространства — 100-150 000 рублей.
- Верстаки со встроенными или мобильными инструментальными тумбами 50-70 000 рублей.
- Шкафы для редко используемых или объемных инструментов 30 000 рублей.
Грамотно организованное пространство для хранения, функциональность рабочих мест и аккуратное оформление помещения, поспособствует не только скорости ремонта, но и благоприятному впечатлению клиента. Всё оборудование будет стоить около 2,5 млн рублей.
Подбор персонала
Человеческий фактор – важная часть работы автосервиса. Специализированные и сетевые СТО регламентируют поведение своих сотрудников. Для частной авторемонтной мастерской квалифицированные, вежливые специалисты, вызывающие доверие клиента, повысят поток заказов и повторных обращений. На зарплаты будет уходить около 200 000 рублей каждый месяц.
Для автосервиса понадобятся:
- рабочие в подсобке;
- электрики;
- несколько механиков;
- кассир;
- уборщики.
К сожалению, при низком уровне зарплаты найти их проблематично. Профессионалы не пойдут на низкую зарплату, а обеспечение хорошего оклада при низком клиентском трафике ударит по доходности автосервиса.
Такой вариант открытия автосервиса с новичками и сотрудниками низкого уровня, плох возможностью некачественного ремонта, а значит потерей клиента и снижением репутации автосервиса, что на начальном этапе работы недопустимо.
Оценивать соискателя можно по следующим параметрам:
- Стаж работы более 5 лет.
- Качественно выполненное тестовое задание.
- Мотивация сотрудника.
Качество обслуживания – важная часть работы автосервиса. Для того, чтобы клиент остался доволен работой, следует подбирать грамотных специалистов с большим стажем работы и мотивировать их на длительное и плодотворное сотрудничество.
Реклама и маркетинг
Лучшая реклама, которую может предложить автосервис — качественное и быстрое обслуживание. Но для того, чтобы это сработало, необходимо привлечь первых клиентов.
Специалист по маркетингу и рекламе проработает рекламную стратегию для сервиса.
Если стартовый капитал не включает расходы на сотрудника такого профиля, можно воспользоваться следующими способами.
- Фасад должен быть неброским, в отличие от вывески и указателей.
- Вывеска должна быть большой, заметной, яркой. В идеале – с подсветкой.
- Рекламные щиты нужно располагать недалеко от СТО.
- Подсвеченные растяжки над дорогой привлекут внимание водителей.
- Рекламные листовки и объявления с рекламным предложением (допустим, скидкой на установку резины по сезону 3-5%) хорошо сработают в близлежащих районах.
- Указатели, ведущие от ближайшей транспортной магистрали, приведут клиента к вам, а не к конкуренту.
- Надувные «танцующие» фигуры с логотипом СТО обращают на себя внимание.
- Создайте сайт, чтобы он стал вашей визитной карточкой.
- Карты постоянного клиента или небольшие подарки повысят лояльность клиентов.
Реклама – двигатель торговли.
Но она сработает только в том случае, если преимущества, обещанные в буклете или на сайте, сопровождаются качественным и своевременным обслуживанием.
Список документов
Открытие автосервиса и проведение ремонтных, покрасочных работ невозможно без оформления соответствующих документов, ИП или ООО. Возможны два варианта: если здание автосервиса строится с нуля и если помещение берётся в аренду.
При самостоятельном строительстве необходимо иметь при себе следующие документы.
Перед согласованием инженер-проектировщик составляет:
- Эскизный проект.
- Документацию проекта.
- План коммуникаций.
Необходимо получить разрешение на строительство. Перед тем, как обратиться в ГАТИ (гос. Административно-техническая инспекция), придётся согласовать постройку в следующих учреждениях:
- Администрация района;
- Архитектурный и градостроительный комитет;
- СЭС;
- Госпожнадзора;
- Межведомственная комиссия.
После строительства и открытия здания, как и в случае аренды помещения, необходимо получить разрешения у противопожарной службы.
На этапе планирования необходимо ознакомиться со всеми действующими законами, требованиями и положениями, регламентирующими этот вид деятельности.
Аренда помещения
Аренда помещения для автосервиса позволяет сократить первоначальные инвестиции. Если принято решение снимать помещение, следует учитывать три фактора: площадь, стоимость аренды и удобное расположение. Стоимость аренды около 150 000 рублей в месяц.
Здание автосервиса должно соответствовать требованиям СЭС и Пожарных служб в плане расположения, коммуникаций, планировки и ряде других.
Доходность автосервиса
Рассчитать размер чистого дохода, который принесёт автосервис можно, представив прибыль в виде произведения маржи и выручки.
Маржа – это разница между тем, сколько тратится на ремонт единицы техники, и суммой, которую заплатит клиент.
Выручка – сумма, полученная от клиентов за ремонт в течение периода времени. Среднюю выручку несложно рассчитать, зная средний чек, количество клиентов и среднее количество заказов по клиентам. Приносить автосервис может от 500 000 рублей в месяц, если грамотно расположен и работает реклама.
Чем больше обращений, выше маржинальность и средний чек, тем больший доход принесёт СТО.
Плюсы и минусы
Открытие автосервиса, как и любой бизнес, имеет свои преимущества и недостатки.
К безусловным плюсам можно отнести постоянно возрастающее количество транспортных средств на улицах населённых пунктов. Положительной стороной для владельца СТО (в отличие от водителей) является так же качество дорог и уровень аварийных ситуаций, отнюдь не продляющие жизнь автомобилям. Каждая машина подлежит не только ремонту, но и регулярному техобслуживанию, что позволяет сервису получать постоянных клиентов.
Минусы – в высоких первоначальных инвестициях, долгим сроком окупаемости, недостатке квалифицированного персонала и средней конкуренции. Открытие автосервиса – непростое дело, требующее высоких первоначальных затрат.
Вывод
Удачно расположенный автосервис с квалифицированными мастерами и лояльными ценами, способен приобрести популярность среди населения, а значит, постоянный доход своему владельцу.