Холдинг – сложная структура организаций коммерческого типа, включающая материнскую компанию и ряд мелких, подконтрольных ей фирм. У головного предприятия основной пакет ценных бумаг, остальные акции распределяются между подчиненными компаниями.
Содержание
Общая информация
Под холдингом подразумевается акционерное предприятие, имеющее основной пакет ценных бумаг в независимых, с юридической точки зрения, фирмах, контролирующее действия. Все производства, включенные в совместную сеть, проводят все операции от своего имени, но привилегия ключевого урегулирования вопросов по деятельности остается за холдинговым предприятием.
Основным преимуществом такой структуры является возможность борьбы с конкурентами совместными, объединенными усилиями. Головная фирма в холдинге обладает преимуществами, которые представлены правом:
- на разработку планов для дальнейшего развития всей сети;
- формирование единой политики по инвестиционной или финансовой деятельности;
- управление вторичными предприятиями;
- решения по сбыту изготовленной продукции и покупке сырья;
- осуществление внешнеэкономической деятельности;
- проведение внутри объединения финансовой и кредитной политики.
Образование корпорации позволяет возродить административные методики координации работы. Управление подразумевает возможность замены руководящих кадров по решению держателей акций, оценка возможных рисков при управлении денежными потоками в рамках общей стратегии.
Особенности
На головную компанию возлагается ответственность по контролированию работы нижерасположенных сегментов корпорации. Она выполняет обязанности единственного исполнительного органа, проверяет их хозяйственную деятельность.
Влияние на вторичные конструкции корпоративного объединения осуществляется в рамках существующего законодательства.
Структура холдинга может состоять из предприятий, ответственных за производство, транспортные услуги, закупку, сервис и реализацию изготовленной продукции.
Крупные коммерческие конструкции образуются при слиянии отдельных предприятий, в зарубежной версии соединение затрагивает компании, находящие внутри страны и за ее пределами. Строение холдинговой системы представлено головной фирмой и подчиненными первичными и вторичными компаниями. Основное предприятие контролирует нижестоящие в структуре подразделения, имея в активе 5% ценных бумаг, вторичные фирмы не могут владеть денежными документами основного предприятия.
Результатом слияния становится право распоряжения главным предприятием собственностью, которая по стоимости превышает в несколько раз ее фактический капитал. Концентрация ценных бумаг позволяет облегчить решение задач финансового и хозяйственного типа, обеспечить слаженную работу нескольких компаний.
Регистрация корпорации проводится в любой из ОПФ:
- ООО – общество с лимитированной (ограниченной) ответственностью;
- АООТ – акционерного общество открытого типа;
- АОЗТ – акционерного общество закрытого типа.
Техническая политика холдингового предприятия подразумевает создание единого центра, подчиненного головному офису, с целью проведения научно-технических исследований и разработок с последующим предоставлением полученных достижений вторичным компаниям.
Основной целью крупного холдинга является распределение ассортимента изготавливаемой продукции и экономического пространства для реализации товаров между вторичными фирмами, с целью предотвращения конкуренции между собственными компаниями.
Виды
На территории Российской Федерации законодательными актами предусмотрена регистрация двух вариантов холдингов:
Материального варианта – подразумевает объединение, где большая часть капитала состоит из ценных бумаг вторичных компаний. Ключевая роль деятельности материнского предприятия заключается в финансовых операциях, иные виды активности не предусмотрены действующим законодательством. Финансовый холдинг соединяет денежные средства, а не фирмы.
Смешанного – основная компания имеет все права на изготовление продукции и последующую их реализацию. Эта форма подходит технологично связанным предприятиям со смежной деятельностью и объединенным научным исследовательским центром.
Российские холдинги представлены «РосБизнесКолсатингом», «Агрохолдингом», РАО «ЕЭС России», «Газпромом», «Сургутнефтегазом», «Лукойлом».
Под агрохолдингом подразумевается группа юридических лиц, занимающаяся сельскохозяйственной деятельностью и реализацией готовой продукции. В общепринятом смысле такой тип объединения отвечает за производство продуктов питания и обеспечение населения страны продовольственными товарами.
Объединения подразделяются на несколько подвидов:
- Простого типа — включает материнскую фирму и несколько дочерних предприятий, контролируемых головным офисом.
- Многосложного — в конструкции холдингового объединения вторичные общества дополнительно контролируют нижестоящие подразделения, являясь для них материнскими. Основная компания проводит контроль над деятельностью всех остальных фирм: дочерних, внучатых.
Существует два варианта управления подчиненными предприятиями основной фирмой, которые представлены:
- имущественным или материальным – с наличием основного пакета ценных бумаг нижестоящих по структуре компаний;
- договорным – контролирование работы вторичных предприятий осуществляется по договорам, головная фирма не имеет доли в акционерном обществе.
Род деятельности у материнской фирмы зависит от выполняемых работ и функций. Деление по разновидностям представлено:
Консервативной версией – ключевая компания не занимается производством, ее деятельность заключается в регулировании работы смежных дочерних фирм. Основное предприятие имеет большую долю ценных бумаг из актива всех нижестоящих структурных подразделений.
Комбинированной – при которой основное предприятие проводит определенные виды работ: занимается определенным видом услуг, выпускает продукцию. Параллельно проводит наблюдение за зависимыми компаниями, управляет их работой.
Объединение в холдинг рассматривается на фоне взаимных связей между разными производствами. Структурное деление представлено:
Объединенным вариантом – в нем компании связаны технологическим циклом. Такой тип объединения встречается в холдингах нефтегазовой направленности, где головная фирма совмещает предприятия, отвечающие за добычу, перевоз, переработку и дальнейший сбыт готовой продукции.
Конгломератовым – включающим в себя различные производства, не связанные смежными обязательствами. У каждой фирмы собственный бизнес, на который не влияет работа остальных структур холдинга.
Деление корпоративной структуры проходит по уровню взаимного влияния друг на друга. Строение холдинга представлено разновидностями:
Типичной версией – в ней основное предприятие может управлять нижестоящими подразделениями за счет их контрольного пакета акций. У дочерних компаний нет ценных бумаг головной фирмы, но существуют и исключения из правил: вторичные структуры могу иметь небольшое количество акций ключевого холдинга.
Пересекающейся – такой вариант взаимосвязи встречается в странах Азии, где банковские и промышленные предприятия владеют контрольными пакетами ценных документов друг друга. Особенность такого холдинга позволяет быстрее решать проблемы, упрощая предприятиям доступ к материальным средствам и позволяя банкам контролировать работу дочерних компаний, помогая бороться с финансовыми затруднениями при помощи кредитования.
Плюсы и минусы холдингов
К недостаткам холдингов относят бюрократизацию управленческого аппарата, усложненный оборот документов, сложность управления предприятием-гигантом. Отсутствие конкурентной внутренней борьбы приводит к искусственному сохранению нерентабельных производств, снижению экономической эффективности всей структуры.
Положительные стороны холдингов включают имидж солидного предприятия, возможность привлечения ценных сотрудников, стабильность и устойчивое положение.
Вывод
Отличительной чертой холдингов является использование организации собственного капитала для покупки ценных бумаг других предприятий. Деятельность холдинговых корпораций регулируется антимонопольным и налоговым законодательством.