Бухгалтерский аутсорсинг появился в лексиконе отечественных компаний относительно недавно, но уже успел зарекомендовать себя исключительно с положительной стороны. Перенимая практику ведения бизнеса у Запада, российские предприниматели сумели сконцентрироваться на основной работе, переложив ряд важных функций на аутсорсинговые компании.
Содержание
Актуальность отрасли
Отечественный бизнес перерос стадию стихийного и принял совершенно новый цивилизованный облик, что наглядно отразилось в выделении отдельных инструментов и целых организаций, координирующих бизнес с разных сторон. Одним из таких инструментов по праву можно назвать аутсорсинг, который был успешно внедрён в российскую бизнес-индустрию.
Понятие «аутсорсинг» возникло в 80-х годах прошлого века, однако, зачатки аутсорсинга появились ещё в начале столетия. Родиной отрасли принято считать Великобританию и США, где в тот момент открывали первые юридические компании, перенимающие часть обязанностей своих клиентов. Идея получила положительный отклик в обществе, и аутсорсинговые компании начали постепенно открываться по всему миру.
Удивительно, что у понятия «аутсорсинг» есть год рождения. В 1989 году крупнейшая компания Кодак обратилась за помощью к посредникам, которые должны быль оказывать консультативные услуги, заниматься правовыми вопросами, а так же сопровождать представителей компании во время подписания договоров.
Со временем отрасль разделилась на несколько ключевых направлений, в том числе и бухгалтерский аутсорсинг. В России он нашёл отклик в начале 2000-х годов, когда большинство крупных компаний начали всерьёз рассматривать зарубежную модель ведения бизнеса.
С тех пор прошло почти двадцать лет и помощь специалистов по бухгалтерскому аутсорсингу стала ещё более востребованной. В это же время, европейские и американские компании рассматривают аутсорсинг как реальную помощь и не скупятся в оплате труда специалистов.
Что это такое
Прежде чем продолжить рассматривать разные аспекты бухгалтерского аутсорсинга, следует дать определение понятию.
Итак, бухгалтерским аутсорсингом принято называть процесс передачи полномочий по ведению всех вопросов, связанных с бухгалтерией организации.
Иными словами, руководству компании больше не нужно бояться проверок налоговой, искать компетентных бухгалтеров и устраивать им проверки. Всю основную работу, связанную с финансово-отчётной деятельностью берёт на себя сторонняя организация. Как правило, в такой фирме работают исключительно профессионалы, имеющие богатый опыт за плечами.
Любопытно, что слово пришло к нам от английских юристов, и оно состоит из двух слов (out sourse). Говоря дословно, термин переводится как «внешний источник» и хорошо отражает суть всего процесса.
Для чего он нужен
Сегодня в аутсорсинговые фирмы обращаются организации с совершенно разным капиталом, количеством работников и масштабами производственных сил. Значение компетентных специалистов оценено по достоинству и всё больше бизнесменов желают обезопасить себя от некачественной работы штатных бухгалтеров.
Согласно статистическим данным, за последние несколько год суммарный прирост дохода компаний, специализирующихся на бухгалтерском аутсорсинге, вырос на 10%.
Примечательно, что даже в кризисный период, компании не отказываются от привлечения сторонних организаций по ведению бухгалтерского учёта. Многие осознали, что лучше платить профессионалу и обезопасить себя от системных ошибок, чем сэкономить и иметь возможность привести компанию к краху.
Аутсорсинг, в целом, помогает владельцам фирм полностью погрузиться в основной процесс, не обременяя себя сложными и ответственными вопросами по бухгалтерской части. Специалисты способны существенно разгрузить руководителей, так как государство ежегодно вносит коррективы в сферу отчётностей и налогов, поэтому учитывать все преобразования и уберечь предпринимателя от штрафов, их прямая обязанность.
Внешнее управление бухгалтерским аутсорсингом имеет множество преимуществ, иначе в США и странах Западной Европы услугами специалистов не пользовалось бы около 90% компаний разного уровня.
Виды
Под влиянием времени и трансформации бизнес-индустрии выделилось несколько основных видов бухгалтерского аутсорсинга:
- Консультирование. Достаточно распространённая услуга, направленная на мониторинг деятельности штатных бухгалтеров. Часто применяется перед глобальными проверками координирующих органов, перед продажей или передачей бизнеса новому владельцу. Кроме того, консультативный аутсорсинг применяется в случае сотрудничества с иностранными компаниями;
- Выборочный аутсорсинг. В данном случае компания передаёт под внешнее управление часть функций. Это может быть связано с вопросами о начислении заработной платы, отпусков и больничных, подготовкой годовой отчётности, ревизией перед проверкой контролирующих органов и т.д. Часто подобный вид аутсорсинга необходим для того, чтобы руководство компании получило объективную оценку деятельности бухгалтерии, а так же для оптимизации сходных процессов;
- Полный аутсорсинг. Представляет собой 100% передачу ведения бухгалтерского учёта сторонней организации. Подходит новичкам и позволяет не содержать в штате бухгалтера;
- Ведение бухгалтерской деятельности от имени главного бухгалтера компании. В этом случае сторонняя компания имеет право подписи, принимает бухгалтерскую отчётность, даёт добро или вносить коррективы прежде чем поставить печать и подпись. Компания-аутсорсер берёт на себя контроль за бухгалтерской деятельностью предприятия.
Каждый из видов в России пользуется огромной популярностью и находит своих сторонников.
Подбор того или иного вида помощи напрямую зависит от рода деятельности компании, её текущего состояния, наличия штатных бухгалтеров и т.д.
Как выбрать компанию
Полная передача бухгалтерии специализированной компании шаг довольно-таки ответственный. Предприниматель должен убедиться, что перед ним действительно проверенная временем организация, которая способствует повышению эффективности её работы и ни в коем случае не навредить бизнесу.
На сегодняшний день можно выделить основные требования, которым должен соответствовать бухгалтерский аутсорсинг:
- Компания по бухгалтерскому аутсорсингу должна иметь опыт работы и просуществовать на рынке аутсорсинга не менее нескольких лет;
- Наличие подтверждающих документов об уровне квалификации работников организации;
- Наличие постоянного офиса, «живого» сайта;
- Подписываемый двумя сторонами договор должен быть максимально детальным, с прописанными условиями сотрудничества;
- Солидная компания всегда оглашает предварительную сумму, которую клиент должен заплатить за те или иные услуги, при этом никогда не берёт деньги наперёд;
- Наличие положительных отзывов о работе компании;
- Возможность удалённой работы, выезда в офис клиента;
- Компания обязана дать предварительную консультацию, обозначив будущий фронт работ.
Совокупность перечисленных факторов позволяет выявить портрет идеальной компании по бухгалтерскому аутсорсингу. Доверить дела компании сторонней организации крайне серьёзный шаг, к которому следует прийти, взвесив все «за» и «против».
Прежде чем обращаться к специалистам, следует понимать, какой объём работ они способны взять, какими функциями наделены фирмы по аутсорсингу. Часто возникают ситуации, когда предприниматель мало знаком с деятельностью подобных организаций и смутно представляет, какие конкретно обязанности можно возложить на плечи специалистов.
Предлагаем рассмотреть ключевые функции бухгалтерского аутсорсинга:
- Сотрудничество с банковскими организациями, подготовка отчётности и оплата по счёту;
- Составление отчётности разных уровней и подача её в контролирующие инстанции;
- Пересмотр бухгалтерской стратегии компании в сторону снижения налоговой нагрузки в рамках законодательной базы;
- Подготовка отчётности и расчёт зарплат, больничных, отпусков, пособий;
- Действие от имени клиента перед контролирующими органами;
- Сопровождение клиента при проверках.
Это далеко не полный список функций, выполняемых аутсорсинговыми компаниями, занимающимися бухгалтерскими вопросами. Мы привели наиболее распространённые варианты деятельности специалистов, востребованные среди предпринимателей разного уровня.
Стоимость
Большинство бизнесменов крайне интересует финансовая сторона вопроса, так как многие считают, что привлечение сторонних организаций к процессу управления компанией неминуемо приведёт к огромным растратам. На практике же оказывается, что содержать штатных бухгалтеров на постоянной основе куда дороже, чем на аутсорсе. К тому же, с аутсорсинговой компанией вы подписываете договор, в котором просчитаны риски и обязательства профессионалов перед вами.
В целом на стоимость услуг влияет объём работы, специфика предприятия, текущее положение бухгалтерии. Кроме того, если вы заключаете договор о долгосрочном сотрудничестве, оплата труда специалистов может быть не фиксированной, а будет ежемесячно меняться.
Какие факторы влияют на цену услуг?
- Общее число первичной документации;
- Формат системы налогообложения, используемый конкретным предприятием;
- Общее число сотрудников компании;
- Существуют ли особенности в ведении бухгалтерского учёта, связанные с деятельностью организации.
Если брать в пример средние показатели, то можно сказать, что ежемесячно на услуги компании по бухгалтерскому аутсорсингу будет уходить не менее 30 000 рублей.
ТОП компаний
Мы подготовили перечень лучших компании по аутсорсингу бухгалтерского учёта в России, каждая из которых имеет хорошую репутацию и массу положительных отзывов от клиентов.
Деятельность компании проверена временем, а за плечами профессионалов накопился ценных опыт, необходимый для решений задач любого уровня сложности.
Intercomp Global Services
Компания оказывает услуги по бухгалтерскому аутсорсингу с 1994 года и является лидером по количеству реализуемых проектов. Её можно считать «первопроходцем» в процессе становления аутсорсинга в России.
За 2018 год компания получила прибыль в размере 266 934 млн. рублей. Все клиенты компании отзываются о ней положительно, а профессионализм работников организации не вызывает вопросов. На сегодняшний день услугами компании пользуется более 500 организаций, среди которых представлены как отечественные, так и зарубежные предприятия.
BDO
Популярная аутсорсинговая компания, которая вот уже не первый год помогает шаг за шагом выстраивать отечественный бизнес с нуля. Примечательно, что компания занимает почётное пятое место в мире среди аналогичных проектов. В компании задействовано более 80 000 специалистов, большая часть из которых занимается бухгалтерскими вопросами.
Услугами компании пользуются в 162 странах мира, в частности, российские бизнесмены отдают предпочтение именно BDO. В России компания начала работать ещё в 1989 году. Согласно статистическим данным за 2018 год, компания заработала 94 040 млн. рублей. Оказание бухгалтерских услуг является приоритетным для специалистов BDO.
Михайлов и партнеры (RBI)
Компания помогает предпринимателям выстраивать бизнес, оказывает услуги консультативного характера, а так же берёт под управление бухгалтерию клиентских организаций. Организация входит в ТОП-100 лучших в мире коммуникационных компаний, что подтверждаёт её статус и уровень профессионализма экспертов.
За 2018 год компания получила прибыль в размере 71 436 млн. рублей. Основанная в 1995 году, она прошла проверку временем и ежегодно увеличивает количество партнёров, пополняя свои ряды опытными в вопросах бухгалтерского аутсорсинга специалистами.
2К Аудит — Деловые консультации/ Морисон интернешнл
Главный офис компании находится в Москве, и на благо клиентов трудится более 300 специалистов десяти профильных экономических специальностей. Основная работа компании сосредоточена на отечественных фирмах, однако, она оказывает свои услуги более чем в 40 зарубежных странах.
25 лет продуктивной работы создали благоприятные условия для формирования имиджа и распространения аутсорсинговых услуг по всей России. За прошедший год компания заработала порядка 68 193 млн. рублей.
Мазар
Крупнейшая компания, специализирующаяся по аутсорсингу и аудиту не только в России, но и в 89 странах мира. Компания была основана в 1995 году и за годы существования стала одним из ключевых игроков на рынке аутсорсинга.
В офисах Москвы и СПб работает более 250 талантливых экспертов, способных оказать услуги любого уровня сложности. За 2018 год компания заработала 65 178 млн. рублей.
Плюсы и минусы
Аутсорсинг бухгалтерского учёта является достаточно серьёзной процедурой, доверить бухгалтерию сторонней компании решается далеко не каждый бизнесмен в РФ. Предлагаем рассмотреть положительные и отрицательные стороны аутсорсинга бухгалтерии.
Плюсы:
- Оптимизация деятельности компании, возможность сконцентрироваться на основных бизнес-вопросах;
- Вся финансовая отчётность составляется исключительно на высоком уровне, согласно последним требованиям и стандартам государства;
- Снижение рисков, связанных с некомпетентной работой штатного бухгалтера, повлекшей за собой штрафы и прочие санкции;
- Экономическая выгода: не нужно иметь полный штат бухгалтеров и помощников, оплачивать больничные, отпускные и пр.;
- Аутсорсинговая компания берёт на себя экономические риски, подписывая договор с клиентом.
Минусы:
- Перестройка внутренней системы компании;
- Дистанционное общение с бухгалтером;
- Крупная компания имеет риск потерять тесное взаимодействие с бухгалтерским сектором, что негативно может сказаться на процессе передачи и обработки новой информации.
Советы
- Максимально проанализируйте список аутсорсинговых компаний, предоставляющих свои услуги в вашем городе. Необходимо выбрать лучшую по всем критериям организацию;
- Солидная компания никогда не берёт аванс за работу и не требует оплаты перед исполнением своих обязательств;
- Ознакомьтесь с перечнем проектов, которые компания выполнила ранее, поинтересуйтесь отзывами о её работе;
- Стоит на первых порах максимально тесно сотрудничать с компанией, чтобы убедиться в профессионализме экспертов и без задней мысли им довериться.
- Не стоит воспринимать аутсорсинг бухгалтерии, как новомодное веяние в отечественном бизнесе, это эффективная услуга, которой уже давно пользуются в развитых странах.
Вывод
Бухгалтерский аутсорсинг стал неотъемлемой частью современной бизнес-индустрии. Всё больше предпринимателей в России обращаются за помощью к аутсорсинговым компаниям, оптимизируя, таким образом, все основные процессы. Теперь не нужно искать квалифицированного бухгалтера, постоянно координировать действия бухгалтерского отдела, опасаясь проверок и ошибок в заполнении отчётности. Основную работу возьмёт на себя сторонняя организация, а вы можете всецело посвятить себя бизнесу, не растрачивая силы впустую.
«Как вы относитесь к бухгалтерскому аутсорсингу? Большинство предпринимателей сошлись во мнении, что помощь профессионалов помогает избежать ряда серьёзных ошибок. Возможно, пришло время отдать часть собственных полномочий экспертам?».