Аутсорсинг – передача производственных работ другим организациям для улучшения качества работы и освобождения от непрофильных функций. Простыми словами, фирма использует другие фирмы или подрядчиков для выполнения задач, на которых не специализируется.
Содержание
Разберем примеры для понимания
Ситуация 1. Интернет-магазин завел страницу в Инстаграм, но менеджер страницы не справляется сразу с работой контент-мейкера, копирайтера, SMM-специалиста и таргетолога.
Это большие объемы работ разной специализации, не относящиеся к продажам – основной деятельности магазина. Поэтому, чтобы не учить продавца всем основам маркетинга, копирайтинга и таргетированной рекламы, необходимо нанять специалистов своего дела, они наладят процесс и сделают его быстрым и эффективным.
Ситуация 2. Фирма имеет штат постоянных сотрудников, но для выполнения финансовых отчетов и вычисления заработных плат нанимает приходящего бухгалтера. Это случай аутсорсинга, так как данная отрасль не является основной.
Ситуация 3. Корпорация ищет новых сотрудников, но главы отделов заняты своей работой и у них нет свободного времени для проведения собеседований и рассмотрения резюме. В таких случаях, подбор персонала отдается на аутсорсинг специализированным агентствам. Необходимо лишь назвать критерии и должность соискателя, агентство само займется всеми процессами и предоставит лучших специалистов.
Аутсорсинг – это не единоразовое делегирование работы вольнонаемного человеку, а долгосрочное сотрудничество для выполнения непрофильной работы.
Обязательные характеристики аутсорсинга:
- между сторонами составляется договор о передаче обязанностей и функций, где прописано, что туда входит и каковы условия сделки;
- передаются лишь дела, не относящиеся к основной деятельности компании, то есть бухгалтерский учет, подбор персонала, решение IT-задач, логистика, перевозка грузов и др.;
- срок договора должен быть не менее одного года.
Использование аутсорсинга увеличивает прибыль, улучшает качество работы и ускоряет процесс выполнения задач. Мировые компании давно научились делегировать сторонние функции, чтобы больше сил и энергии вкладывать в основную деятельность.
Что чаще всего передается на аутсорсинг
Распространенные задачи, передающиеся сторонним подрядчикам:
- процессы, связанные с производством и обеспечением: транспортные перевозки, логистические процессы, производство деталей, энергетическое хозяйство, ремонтные работы;
- бизнес-задачи, направленные на развитие компании, но требующие дополнительного оборудования или навыков: маркетинг, реклама, услуги бухгалтера и юриста, IT-сфера, подбор персонала;
- работа, не связанная напрямую с компанией, но требующаяся для поддержания рабочего процесса: услуги клининга помещений, курьеры, внесение объемов информации в базы данных, ручной труд.
Какие известные компании используют аутсорсинг
Опрос американских фирм показал, что 80% компаний уже передали свои административные функции на аутсорсинг, 20% — делегировали финансовые вопросы.
- Автомобильная компания Ford производит лишь 30% автозапчастей, остальное передано сторонним подрядчикам. Это снимает траты на обслуживание всех направлений и оптимизирует рабочий процесс.
- ИКЕА тоже шагнула в будущее и имеет постоянные связи с 2500 поставщиками. Бизнес-инфраструктура и логистика полностью перенесены на аутсорсинг, чтобы компания сосредоточилась на розничном направлении своего бизнеса.
- Фирма Kodak решила, что ей не нужно лидерство в IT-сегменте и передала обязанности по этому направлению компании IBM, как раз претендующей на завоевание IT-направления этой сферы. Так получилось взаимовыгодное и плодотворное сотрудничество.
- Чтобы снизить издержки и повысить показатели продуктивности компании, Nokia передала техническое обслуживание и услуги call-центра сторонним подрядчикам.
- Спортивный бренд Nike тоже пользуется услугами аутсорсинга, чтобы сосредоточиться на основной деятельности – разработке дизайна спортивной одежды, обуви и атрибутов. Они передали все производственные функции и обязанности другим фирмам.
- Все автомобильные компании взяли пример с Генри Форда и тоже делегировали большую часть производств и другие работы, не относящиеся к разработке автомобилей, специализированным организациям.
Практика аутсорсинга набирает обороты, и все мировые лидеры отраслей уже им пользуются.
Виды
Привлечение сторонних организаций помогает сосредоточиться на основной деятельности компании и эффективно вести бизнес. Различают три вида аутсорсинга: производственный, управленческий и процессуальный.
Разберем каждый из них.
Производственный
Для этой разновидности характерно делегирование производственных дел внешним источникам. К ним относятся: изготовление продукции под брендом заказчика, производство комплектующих запчастей, технологический процесс, делегирование отдельных функций для обеспечения производства. Распространенная практика среди производителей электроники и автомобилей. Позволяет сэкономить и не заниматься нерентабельным собственным производством, отвлекаясь от основных задач.
Управленческий
Этот вид включает в себя различные бизнес-решения, тесно связанные с анализом информации и получением статистических данных для дальнейшего использования в развитии компании. На основе полученных исследований принимаются инвестиционные и административные решения, ведется разработка стратегии.
Процессуальный
Разновидность, включающая в себя широкий спектр услуг и являющаяся самой распространенной среди компаний и фирм. Процессуальный аутсорсинг подразумевает делегирование сопутствующих рабочих процессов различного характера.
Он делится на категории:
- Логистический – отвечает за поставки сырья и других ресурсов, разработку лучших маршрутов, предоставляет площадь эксплуатационного предприятия, занимается отслеживанием товаров и использует систему трекинга.
- Финансовый – сюда входит бухгалтерские услуги, аудит, банковские процедуры, расчет заработной платы для сотрудников, подготовка документации для налоговой.
- IT-аутсорсинг – занимается обслуживанием компьютерного обеспечения и систем, ремонтирует в случае поломок, контролирует исправность работы интернет-ресурсов и разрабатывает/устанавливает программное обеспечение.
- Юридический – занимается подготовкой документации и оформлением их в соответствующем виде, представляет компанию в судах, проверяет потенциальных бизнес-партнеров.
- Маркетинговый – исследует рынок, прогнозирует лучшие способы продвижения, занимается планировкой и организацией рекламных кампаний.
- Технический – ремонтирует и обслуживает технического оборудование организации и ее систем коммуникаций.
- Охранный – занимается обеспечением безопасности фирмы.
- Клининговый – занимается уборкой помещений (торговых, промышленных, рабочих, складских) и отвечает за чистоту.
- Кадровый – обеспечивает подбор персонала, анализирует продуктивность сотрудников и их личную эффективность, помогает адаптироваться на рабочем месте.
- Сервисный – помогает наладить работу call-центров, отвечает за техническую поддержку.
- Узкоспециализированный – предполагает привлечение к сотрудничеству специалистов узкого профиля (дизайнеров, переводчиков).
Существует также аутстаффинг, он тоже относится к процессуальному аутсорсингу. Его суть заключается в лизинге сотрудников. Компания не нанимает сотрудников напрямую, а «занимает» их у другой организации. Простыми словами, работники документально оформлены на аутсорсинговую компанию, но работают на заказчика. Это избавляет от подбора персонала, налогов, увольнений, сопутствующей документации.
Но такой вид услуг имеет ряд ограничений на территории Российской Федерации, потому что не всегда используется добросовестно.
Аутсорсинг по геополитическим критериям
Кроме вышеперечисленных видов, аутсорсинг делится на несколько разновидностей, в зависимости от геополитических параметров:
- международный – подразумевается передача обязанностей компании, находящейся в другой стране/части света, так как внутренний рынок не может предоставить аналогичный вид услуг;
- оффшорный – относится к международному, но отличается привлечением дешевой рабочей силы и промышленных средств, наиболее распространенные страны для этого вида аутсорсинга: Китай, Филиппины, Египет, Румыния, Украина, Россия, Бангладеш, Пакистан, Индия.
- внутренний – передача обязанностей внешним ресурсам происходит внутри страны на отечественном рынке.
Аутсорсинг по объему выполняемых работ
В зависимости от количества делегируемых услуг различают несколько видов аутсорсинга:
- частичный – стороннему подрядчику передается только часть работы без доступа ко всему предприятию;
- промежуточный – означает передачу штатных специалистов под крыло аутсорсинговой компании;
- совместный – на аутсорсинг делегируется часть обязанностей одной сферы по субдоговорам, к примеру, фирма может отдать налоговые декларации на рассмотрение одной организации, а расчет заработных плат – другой;
- полный – такой вид подразумевает полную передачу обязанностей и информации нанятой организации в определённой отрасли.
Найм фрилансера – аутсорсинг?
Зачастую понятие аутсорсинга неверно толкуют и путают с наймом фрилансеров на пару заказов. Фрилансер – свободный работник, частное лицо, берущееся выполнять определённый объем заданий. Может работать в единоразовом формате или постоянном.
Да, фрилансер может выступать в роли аутсорсера, если будет заключен договор с прописанным перечнем обязанностей и сроком более чем на год. Когда специалист нанимается на пару заказов без долгосрочного договора, он не является аутсорсером.
Следует различать эти два понятия:
- Фриланс означает свободный формат работы, определяемый самим частным лицом;
- Аутсорсинг – тип трудовых взаимоотношений, включающих в себя сроки выполнения, оговоренные объемы работ, фиксированный уровень оплаты, срок действия договора.
Преимущества и недостатки
Как и любой вид работы, аутсорсинг обладает своими плюсами и минусами, которые следует изучить заранее перед привлечением внешних ресурсов для делегирования обязанностей.
Основные преимущества:
- Освобождение ресурсов и времени для смещения фокуса внимания на основную деятельность, без отвлечения на вспомогательные процессы, не имеющие отношение к главной цели.
- Возможность получить профессиональные услуги. Так как на определенную сферу нанимается соответствующая аутсорсинговая компания, то обязанности выполняют профильные специалисты.
- Уменьшение налоговых выплат. Расходы на сотрудников нанимаемой компании не относятся к заказчику, поэтому и налоговые выплаты за них, как за штатных работников, платить не требуется.
- Гарантия результата. Так как заключается договор с четко обусловленными сроками и критериями работы, то невыполнения обязанностей строго наказывается в виде штрафа или судебного разбирательства.
- Экономия в плане заработной платы. Заказчик платит аутсорсинговой фирме за объемы работ, а не за работу каждого сотрудника.
- Защита от больничных и отпускных. Компания-аутсорсер обязана сама решать проблемы с персоналом и предоставлять замену ушедшего сотрудника.
- Рост прибыли и эффективности работы. Когда есть время и силы заниматься основной деятельностью, а остальные функции доверить узкоспециализированным компаниям, то продуктивность фирмы растет, как и ее прибыль.
Возможные недостатки:
- Строгие рамки контракта лишают возможности изменять обязанности, возлагать больший перечень услуг, так как придется делать перерасчет с учетом тарифа за объем работы.
- Также придется раскрыть внутренние данные компании сторонним источникам, что повышает риск кражи ценных данных и продажи их конкурентам.
- Могут возникнуть недопонимания и конфликтные ситуации между штатными сотрудниками и аутсорсерами.
- Нанятая организация может не оправдать ожиданий и подвести, при этом возникнут простои, несущие за собой убытки.
Где найти услуги
Передать непрофильные обязанности другой организации довольно просто. Достаточно вбить в интернет-поисковике «Аутсорсинг (определённых) услуг» и ресурс выдаст тысячи подходящих вариантов. Останется просмотреть страницы фирм, оценить результаты их прошлых работ, связаться и заключить договор.
Если требуется одиночный подрядчик – узкоспециализированный специалист, то они обитают на биржах фриланса. Там можно найти веб-мастеров, дельцов сайтов, дизайнеров различных областей, копирайтеров, переводчиков. Но следует сразу обозначить свои намерения на долгосрочное сотрудничество и установить четкие критерии работы, чтобы это подходило под понятие аутсорсинга.
Советы
Строгого образца договора при его заключении о передаче обязанностей сторонней организации не существует.
Но при оформлении рекомендуется придерживаться следующих правил:
- Четко обозначьте перечень услуг, которые вы ждете от аутсорсинговой компании;
- Укажите желаемую квалификацию и опыт работы сотрудников;
- Не забудьте вписать ограниченный срок выполнения;
- Распишите требуемый объем;
- Установите тарифный план и оплату, как она будет выплачиваться, через какой промежуток времени;
- Укажите штрафы и санкции за невыполнение оговоренной работы;
- Потребуйте подписать договор о неразглашении конфиденциальных данных;
- Обозначьте время действия контракта и условия возможного расторжения до его истечения.
Вывод
Передавать обязанности на аутсорсинг или нет – решать вам. Этот формат работы способствует эффективности и рациональной трате ресурсов и времени, но требует контроля и грамотного управления. Возможны первые неудачи в начале экспериментов с различными фирмами, но не стоит отчаиваться. Делегировать непрофильные функции необходимо, чтобы сосредоточиться на основных задачах, просто придется поискать квалифицированных специалистов, с которыми вы на одной волне.
Разберитесь: какую сферу вы хотите передать на аутсорсинг, какой объем работы и за какую стоимость, поищите компании с хорошими отзывами и впечатляющими кейсами, придерживайтесь указанных выше советов. При грамотном управлении и выборе подходящей фирмы аутсорсинг сделает вашу работу проще и результативнее.
Вам уже приходилось пользоваться услугами аутсорсинга? Если да, делитесь своим опытом в комментариях и не забудьте оценить статью.